Однажды я встречалась с мужчиной с двумя дочерьми пяти и восьми лет, и когда они «вели себя плохо», он заставлял их стоять в «непослушном углу».
Я не был поклонником такого подхода. Было ощущение, что их опозорили. И никакого конструктивного разговора о явном проступке не велось. Я сказала ему об этом, и в конце концов он согласился со мной и отказался от практики, пишет medicalxpress.com.
И все же, как мать 15-летнего мальчика, я знаю, что не всегда правильно наказывала. В истории и культурах, у кого из нас есть родители? И можно ли узнать что-то новое об этой извечной теме?
Как оказалось, есть, говорит исследователь в области воспитания и развития детей Мелис Явуз-Мюрен.
Постдокторант по психологии в Лаборатории социально-эмоционального развития и вмешательства Университета штата Миссиссога, Явуз-Мюрен является ведущим автором нового исследования «Родительская дисциплина, запретительный контроль над детьми и просоциальное поведение: непрямые отношения через детское сочувствие». (Январь 2022 г., Журнал исследований детей и семьи).
Для своего исследования Явуз-Мюрен обратилась к ранее завершенным лабораторным исследованиям — опросникам 301 родителя мальчиков и девочек в возрасте четырех, шести и восьми лет об их методах дисциплины, а также о просоциальном поведении их детей и уровнях сочувствия и темперамента или тормозящего контроля (способности подавление автоматических реакций). Это первое исследование, в котором изучалось влияние четырех различных методов родительской дисциплины на детей трех разных возрастов в раннем и среднем детстве.
Из этих данных она стремилась получить представление об эффективности четырех дисциплинарных методов. Утверждение силы: я главный, и если ты будешь плохо себя вести, я накричу или отшлепаю тебя. Отказ от любви ставит получение любви в зависимость от соответствующего поведения. Было и разочарование — демонстрация недовольства неадекватным поведением ребенка. И, наконец, ориентированная на других индукция, объяснение или рассуждение, чтобы связать поведение ребенка с дистрессом другого.
Среди основных выводов было то, что индукция, ориентированная на других, была связана с поощрением просоциального поведения у детей всех трех возрастов. Этот метод работает, потому что он проясняет влияние поведения ребенка на результаты и эмоции других , что помогает вызвать симпатическую реакцию.
«В индукции, ориентированной на других, родители пытаются дать своему ребенку понимание чувств другого человека, на которого повлияло их поведение. Например, «Джонни плачет, и причина в том, что вы его ударили», — говорит Явуз-Мюрен. «Это конструктивный подход к тому, чтобы заставить ребенка проявлять больше сочувствия, что способствует просоциальному поведению».
Было обнаружено, что демонстрация разочарования в «плохом» поведении имеет столь же эффективный результат, но только у детей в возрасте 6 и 8 лет. Явуз-Мюрен говорит, что это происходит потому, что четырехлетние дети не готовы когнитивно понять сообщение, которое передает неодобрительный родитель. Было обнаружено, что утверждение власти и отказ от любви являются бесполезной дисциплинарной тактикой для побуждения к сочувствию и просоциальному поведению.
«Эти негативные практики могут привести к тому, чего хотят родители в данный момент, потому что ребенок боится и поэтому будет делать то, что вы хотите, но в долгосрочной перспективе это приводит к более негативным результатам, потому что ребенок может обидеться на своего родителя и стать менее готовы слушать», — говорит она.
Еще один важный момент, вытекающий из этого исследования, заключается в том, что во всех возрастных группах дети, которые лучше контролировали свой темперамент, демонстрировали более позитивное социальное поведение и более высокую симпатию, но эффект был несколько менее выражен у восьмилетних детей. В исследовании отмечается, что это может быть связано с тем, что тормозной контроль восьмилетнего ребенка более развит и поэтому меньше влияет на его поведение. Это понимание, по словам Явуз-Мюрена, может помочь родителям быть более вдумчивыми в своих дисциплинарных практиках.
Явуз-Мюрен поделилась результатами своего исследования на конференции Общества исследований детского развития 2021 года. Далее она будет опираться на это исследование, исследуя, как позитивные отношения между родителем и ребенком могут повысить эффективность техники индукции, ориентированной на других.
«Дисциплина — это то, что мы все должны делать с детьми, и дети должны учиться у нас. Это можно делать конструктивно, а не негативно», — говорит она. «Мы должны стремиться социализировать наших детей как добрых людей и внедрить положительные ценности, чтобы создать более позитивное общество».