![Кислородные маски пассажиров свисают с крыши рядом с отсутствующим окном и частью боковой стены самолета рейса 1282 авиакомпании Alaska Airlines, направлявшегося в Онтарио. Фото: @strawberrvy/Instagram* (принадлежит META, запрещенной в РФ) via Reuters](https://vesiskitim.ru/static/records/58f33aaea3d14666bf7c9a04b768431c.webp)
В пятницу самолет авиакомпании Alaska Airlines, на борту которого находились 177 человек, совершил экстренную посадку сразу после взлета из Портленда, штат Орегон, после того как часть стены нового самолета 737 Max 9 отделилась в середине полета, оставив зияющую дыру в боку самолета.
Примечательно, что в результате инцидента никто не погиб и не получил серьезных травм, хотя видеозаписи этого ужасного происшествия быстро стали вирусными.
Генеральный директор Boeing Дэйв Калхун признает, что «качество оставляет желать лучшего», но защищает «проверенную конструкцию» компании.
В среду днем в новом интервью CNBC генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун сказал, что он был «опустошен» и «эмоционален» после того, как увидел видео с места катастрофы, произошедшей в середине полета самолета Alaska Airlines в прошлую пятницу.
Отвечая на вопрос о том, что именно произошло, Калхун сказал CNBC: «Произошло именно то, что вы видели — вылетела заглушка фюзеляжа. Это ошибка, такого не может быть».
Однако Калхун подчеркнул, что он «уверен» в том, что FAA продолжает работу по «проверке каждого самолета» и «убеждается, что они соответствуют нашей конструкции, которая является проверенной».
«Я уверен, что этот процесс не только предотвратит несчастный случай, но, что еще более важно, данные, которые мы собираем в ходе каждой такой проверки, послужат основой для всех действий, которые мы должны предпринять как компания», — сказал Калхун.
![Главный следователь Национального совета по безопасности на транспорте Джон Ловелл осматривает область заглушки фюзеляжа самолета Boeing 737-9 MAX авиакомпании Alaska Airlines рейса 1282, который был вынужден совершить аварийную посадку с пробоиной в фюзеляже, в Портленде, штат Орегон, США, 7 января 2024 года. Фото: NTSB/Reuters](https://vesiskitim.ru/static/records/f204ea167edc474c98b519ede23100ba.webp)
Тем не менее, Калхун признал, что в какой-то момент произошло «нарушение качества», которое позволило самолету взлететь, и сказал, что рассчитывает поделиться более подробной информацией об этом после завершения расследования.
В то же время, когда все большее внимание уделяется поставщику авиационной техники Spirit Aerosystems, Калхун сказал CNBC, что он уверен в своем генеральном директоре Патрике Шанахане. «Мы не собираемся показывать пальцем. Потому что да, она сбежала с их завода, но потом она сбежала и с нашего», — сказал он. «Так что мы все в этом вместе. Мы должны разобраться с этим».
«Это ужасный инцидент», — сказал Калхун. «Мы обязательно примем меры, чтобы этого никогда не случилось».
Самолеты 737 Max 9 остаются под землей
В субботу Федеральное управление гражданской авиации США распорядилось временно снять с эксплуатации большинство самолетов Boeing 737 Max 9, пока регулирующие органы и компания Boeing расследуют причины инцидента. Приказ касается примерно 171 самолета.
Это привело к сотням отмененных рейсов, особенно от Alaska Airlines и United Airlines, у которых есть десятки самолетов 737 Max 9.
В среду Alaska Airlines признала, что Boeing 737 Max 9 не будет летать еще как минимум несколько дней, и продлила отмену рейсов, запланированных на этом самолете, до субботы. United Airlines заявила, что отменяет 167 рейсов Boeing 737 Max 9 сегодня и ожидает значительных отмен и в четверг.
«Мы сожалеем о значительных неудобствах, вызванных отменой рейсов из-за того, что эти самолеты не работают», — говорится в заявлении Alaska Airlines. «Мы работаем круглосуточно, чтобы пересадить гостей на другие рейсы».
В среду главный инспектор по безопасности, занимающийся расследованием взрыва Boeing 737 Max 9, предостерег регулирующие органы от поспешного разрешения на повторные полеты этой модели самолета. Дженнифер Хоменди, председатель Национального совета по безопасности на транспорте, сказала в среду в эфире программы «CNN This Morning» Поппи Харлоу, что FAA и Boeing «очень нужна информация о том, как это произошло, прежде чем они смогут принять меры по снятию самолетов с посадки».
«Я бы рекомендовал им не возвращать самолеты в эксплуатацию до тех пор, пока они точно не узнают, как это произошло», — сказал Хоменди. «Это позволит им определить, какие проверки необходимо провести и какие ремонтные работы необходимо выполнить».
За пределами авиационной отрасли авария привлекла внимание законодателей. В своем заявлении во вторник сенатор-республиканец Джей Ди Вэнс из Огайо призвал сенатский комитет по торговле провести слушания, чтобы «оценить инциденты с 737 Max, инженерные решения и стандарты безопасности Boeing, а также качество надзора, осуществляемого FAA и другими соответствующими правительственными агентствами».
Президент Джо Байден следит за развитием событий, сообщили во вторник в Белом доме.
Boeing столкнулась с многолетними проблемами
В течение пяти лет компания Boeing неоднократно сталкивалась с проблемами качества и безопасности своих самолетов, что привело к длительному выводу из эксплуатации одних самолетов и прекращению поставок других.
Конструкция самолета 737 Max была признана виновной в двух смертельных авариях: одна в Индонезии в октябре 2018 года и другая в Эфиопии в марте 2019 года. В результате этих катастроф погибли все 346 человек, находившихся на борту двух рейсов, и это привело к 20-месячной остановке самых продаваемых самолетов компании, что обошлось ей более чем в 21 миллиард долларов.
Во внутренних переписках, опубликованных во время вывода 737 Max из эксплуатации, один из сотрудников описывает самолет как «разработанный клоунами, которые, в свою очередь, контролируются обезьянами».
В конце прошлого месяца Boeing попросил авиакомпании проверить все свои самолеты 737 Max на предмет возможного ослабления болта в системе руля после того, как одна из авиакомпаний обнаружила потенциальную проблему с ключевой деталью на двух самолетах.
Проблемы с качеством и инженерными решениями выходят за рамки модели 737. Boeing также пришлось дважды приостанавливать поставки своего 787 Dreamliner — примерно на год, начиная с 2021 года, и снова в 2023 году — из-за проблем с качеством, на которые ссылалось FAA. Кроме того, самолет 777 пришлось посадить на мель после того, как в результате отказа двигателя на рейсе авиакомпании United обломки двигателя разлетелись по домам и земле под ними.
Генеральный директор Boeing признал свою ошибку
![Расследование, связанное с рейсом 1282 авиакомпании Alaska Airlines, выполнявшимся на самолете Boeing 737-9 MAX в Портленде, штат Орегон. Фото: National Transportation Safety Board](https://vesiskitim.ru/static/records/6435b4391beb4bf3a7a99296aa9b1778.webp)
«Мы собираемся подойти к этому вопросу, прежде всего, признав свою ошибку», — сказал Калхун сотрудникам, согласно частичному отчету о встрече, предоставленному CNN. «Мы собираемся подходить к этому со стопроцентной и полной прозрачностью на каждом шагу. Мы будем работать с NTSB [Национальным советом по безопасности на транспорте], который расследует саму аварию, чтобы выяснить ее причину».
Источник в компании ранее сообщил CNN, что Boeing считает, что «ошибка, о которой идет речь», была допущена в цепочке поставок при производстве самолета, однако пока неясно, указал ли Калхун на какую-то конкретную ошибку во время презентации.
Теперь следователи хотят знать больше.
«У меня много вопросов по этому заявлению», — сказал Хоменди в среду в интервью CNN. «Он сказал, что были допущены ошибки, и я хотела бы понять, какие ошибки он имеет в виду». По ее словам, она еще не разговаривала с Калхуном.
Во вторник Калхун, по-видимому, обратился к некоторым снимкам, появившимся после аварии, во время своего выступления перед сотрудниками, в том числе к тем, на которых была видна зияющая дыра в боку самолета.
«Когда я получил эту фотографию, все, о чем я мог думать, — я не знал, что случилось, и кто должен был находиться в кресле рядом с этой дырой в самолете», — сказал Калхун. «У меня есть дети, у меня есть внуки, и у вас тоже. Все это важно. Каждая деталь имеет значение».
Говоря о ведущемся расследовании, Калхун добавил, что «доверяет каждому их шагу, и они придут к заключению».
У Boeing по-прежнему отличный 2023 год
Несмотря на проблемы, в 2019 году Boeing завершил свой лучший год после посадки 737 Max, сообщив о рекордных заказах на новые самолеты в декабре и об одном из лучших годов по продажам за всю историю компании.
Американский производитель самолетов сообщил о 1 456 валовых заказах за год, что стало одним из лучших показателей за всю историю компании. С поправкой на отмененные заказы годовой итог составил 1 314 коммерческих самолетов, что является третьим лучшим годом в истории компании по этому показателю и лучшим показателем с 2014 года.
Успех компании во многом объясняется тем, что Boeing и Airbus — две единственные крупные мировые авиационные компании. Это означает, что Boeing, вероятно, не придется беспокоиться о том, что ее вытеснят из бизнеса, какими бы серьезными ни были ее ошибки. Ни одна из компаний не может удовлетворить весь спрос на коммерческие самолеты, и у обеих есть заказы, накопившиеся за долгие годы.
Но проблемы означают, что Boeing продолжает все больше отставать от Airbus.
Что удалось выяснить на данный момент
![Сотрудники Национального совета по безопасности на транспорте извлекают недостающую дверную заглушку из самолета Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines рейса 1282, который в пятницу подвергся быстрой декомпрессии над Портлендом, штат Орегон. Фото: NTSB](https://vesiskitim.ru/static/records/b9cdfa376f3242c3a6f3a92c381c68a3.webp)
Предварительный отчет ожидается через три-четыре недели, сказал представитель NTSB Эрик Вайс.
В понедельник вечером NTSB сообщила, что продолжает восстанавливать предметы, которые были извлечены из самолета. В воскресенье школьный учитель из Портленда нашел кусок фюзеляжа самолета, который упал на его заднем дворе, и обратился в агентство. Два мобильных телефона, которые, вероятно, были выброшены из отверстия в самолете, также были найдены во дворе и на обочине дороги и переданы следователям.
Первые подробности пока шокируют. Повреждения распространились на несколько рядов самолета. По словам председателя NTSB Дженнифер Хоменди, два кресла рядом с оторванной дверной заглушкой оказались пустыми в момент взрыва, но у них были оторваны подголовники.
В понедельник авиакомпания United Airlines, у которой больше самолетов Max 9, чем у любого другого американского перевозчика, заявила, что обнаружила ослабленные болты заглушек дверей на неопределенном количестве своих самолетов Boeing 737 Max 9, когда проводила обязательные проверки самолетов, предусмотренные FAA.
Alaska Airlines также заявила в понедельник, что в ходе проверок обнаружила ослабление крепления на некоторых своих самолетах 737 Max 9.