«Высовывают руки из окопов, чтобы получить ранение» Жены мобилизованных честно рассказали об усталости мужей на фронте – возвращаются в отпуск с ПТСР
Уставшие и «потухшие» — такими мобилизованные приезжают в отпуска. «Они за год привыкли жить на СВО».
Жены и родственники мобилизованных солдат по всей стране объединяются, преследуя одну цель — вернуть родных домой, которые уже почти год служат за ленточкой. Сейчас уже больше 40 000 человек принимает участие в движении. Общение между участниками проходит через социальные сети. Активисты создают группы, где делятся новостями и подробностями, как идут дела.
Жены бойцов пишут обращения президенту, в Госдуму, Минобороны. В ноябре была предпринята попытка устроить митинги, в Красноярске, Санкт-Петербурге и других городах, но пришел отказ по причине возможного распространения коронавирусной инфекции.
7 ноября жены вышли с плакатами на акцию КПРФ в Москве и скромно встали рядом.
Ранее поддержку женам мобилизованных оказывали депутаты Госдумы — Дмитрий Кузнецов, Василий Власов, Денис Парфенов. Предлагалось создать рабочую группу, но когда уже подготовили документы и предложения, Картаполов отменил процесс, ссылаясь, что во Вторую мировую, никто не говорил о сроках по мобилизации.
Когда началась мобилизация?
21 сентября 2022 года президентом была объявлена частичная мобилизация в России. На передовую отправились 318 тысяч человек.
Что говорит закон о сроках мобилизации?
В законе сказано, что вернуться с передовой мобилизованный солдат может по состоянию здоровья, ввиду возраста или по окончанию военной спецоперации.
13 июня 2023 года президент России подчеркнул, что нужно ориентироваться на ситуацию, которая происходит на передовой, и отметил, что конкретных сроков службы для мобилизованных — нет.
Мнение политиков о мобилизации
Член Госдумы по обороне Виктор Соболев заявил, что если удастся собрать достаточное количество контрактников (прим. авт., с начала 2023 года собрано около 400 тысяч человек), то будет производиться замена мобилизованных.
Генерал Гурулев говорит, что положение мобилизованных и контрактников сровнялось. Те, кто служат около года, приобрели боевой опыт. У них те же условия и сроки отпусков. Офицер подчеркивает, если солдат отправлять домой, то нужно набирать новых — а это затратно, с точки зрения федерального бюджета.
В чем политики едины — новой волны мобилизации не будет.
История одной семьи
Издание «Nemoskva.net» пообщалось с одной из участниц движения, муж которой находится за ленточкой. 35-летний мобилизованный работал на заводе, и в прошлом имел опыт боевой службы в армии РФ. Его имя попало в списки на отправку в зону СВО. 27 сентября пришла повестка, стали собираться «по списку».
Учения длились пару месяцев до января, и как говорит жена солдата, они там толком не стреляли, оружия на всех не хватило. В армии ее муж Максим был связистом, на СВО его сделали артиллеристом. Как рассказывает собеседница, это не совсем передовая, но и не тыл. Муж мог не звонить неделями.
Первый отпуск дома женщина вспоминает с грустью.
«Это был другой человек, не тот, который уходил из дома в прошлом году. Он закрылся, был потухший, уставший не хотел говорить, что там происходит», — делится супруга мобилизованного.
Максим все время провел с ребенком и никуда не выходил. И таких случаев много, продолжала рассказывать женщина. Из знакомых многие приезжали в отпуска и либо пили, либо вели себя не так, как раньше. Видно, что пребывание на СВО сказалось на психике. От звуков фейерверков они падали на землю. Активистка настаивает на психологической помощи. Солдатам сложно адаптироваться обратно в гражданскую среду. Они приходят домй с ПТСР.
По мнению женщины, солдатам тяжело без поддержки. Они приезжают, все вокруг улыбаются, гуляют, а они устали и молятся о грузе 200 или 300, высовывают руки из окопов, чтобы получить ранение и отдохнуть. Солдаты спят по 4 часа, а сейчас начнется зима с холодами и болезнями.
Солдаты допускают ошибки, стреляются между собой, банально «едет крыша», говорит основательница движения.
«Нас называют дураками, лохами, которые повелись и пошли по повестке. Или говорят, что мы пошли за деньги, но мы об этом даже не думали, изначально ничего не говорилось. Просто предали», — цитирует героиня истории.
Когда Максим приедет в следующий раз — неизвестно.
«Наши мужья нас поддерживают. Они хотят вернуться», — в заключение добавила супруга солдата.