«Не знаю, может, мы его кости похоронили, а, может, не его» Истории вагнеровцев, закопанных на Гусинобродском кладбище Новосибирска – погибших везли из освобожденного Бахмута
Большинство дат гибели на могилах относятся к весне 2023 года. В этот момент бои «Вагнера» в Бахмуте были особенно кровопролитными.
Одно из массовых захоронений бойцов «Вагнера» расположено в Новосибирске на Гусинобродском кладбище. Только в середине мая здесь было захоронено 242 участника спецоперации. Возможно, за минувшую неделю их стало больше – сказывается «бахмутская мясорубка». Ещё один вагнеровец похоронен отдельно – на Аллее героев, среди офицеров на контракте.
Роман Радченко
В воскресенье 14 мая прошла последняя церемония для Романа Радченко – его могилу увенчали деревянным крестом и двумя традиционными для «Вагнера» венками. С расходами обещали помочь, однако на момент беседы с журналистами матери бойца ещё не компенсировали похороны.
Радченко вступил в «Вагнер» добровольно в ноябре 2022 года, оставив дома супругу с двумя детьми. До того обеспечивал их, работая охранником. Каждый месяц боец звонил семье, последний сеанс связи состоялся 1 марта. Жизнь его стала ценой освобождения Бахмута, оборвавшись во время взрыва.
Одному рада скорбящая мать – смерть сына была моментальной, без лишних страданий. Тело вернулось на землю Новосибирска 11 мая, а спустя три дня состоялись похороны. Мать вспоминает, как Радченко надеялся, что ему повезёт – «фартовый был». Но две недели до окончания контракта с «Вагнером» не дожил.
Насим Лоскутов
Молодая Юлия с двумя сыновьями ухаживает за могилой Насима Лоскутова по просьбе его матери. Та живёт в Красноярске, регулярно приезжать ей не так просто. Но на похоронах 22-летнего сына в феврале Нигора присутствовала.
Из мест лишения свободы Лоскутов отправился в «Вагнер», когда ему оставалось меньше года наказания, осенью 2022. Матери ничего не сказал – та долго думала, что он ещё в колонии. Удивилась, когда сын попросил номер карты – чтобы перечислить заработок в «Вагнере».
Бойца не стало в минувшем декабре, а тело родные получили спустя два месяца. Шокированная мать не стала дожидаться денег на похороны – простилась с сыном и вернулась в Красноярск. Со временем она планирует перезахоронить Лоскутова в родном Узбекистане. Пока что там не принимают российские гробы.
Анонимный боец
У свежей могилы на момент визита журналистов стояла молодая девушка. У креста она оставила цветы и портрет своего гражданского супруга. Он погиб в Бахмуте незадолго до окончания полугодового контракта с «Вагнером», который был намечен на 11 мая. Но 1 числа прислали цинковый гроб с останками бойца.
По оценке девушки, организация службы у вагнеровцев лучше, чем у мобилизованных. Тем не менее она сомневается: «не знаю, может, мы его кости похоронили, а, может, не его». В пример приводит случай, когда родные простились с вагнеровцем, «пропавшим без вести», а позже нашли его контуженным.