1 мая православными христианами отмечается Антипасха – первое воскресенье после Светлого Воскресения Христова.
Слово Антипасха не означает “противоречие” или “противодействие” – в этом слове смысл “вместо”: этот день продолжает и повторяет величайший праздник воскресения Христова.
Этот день посвящен памяти апостола Фомы и его особой реакции на Евангелие воскресения Христова. Это продолжение Евангельского урока, прочитанного на вечерне Пасхального воскресенья. Евангельский урок для этого воскресенья – просто продолжение празднования воскресения Иисуса Христа, с очень реальной реакцией собственных учеников Христа на Благую Весть.
Второе воскресенье Пасхи посвящено встрече Фомы с воскресшим Господом. После Своего Воскресения Иисус явился Своим Ученикам. Он показал им Свои раны и вместе с учениками сел за трапезный стол. Святой Фома пришел позднее, и ученики рассказали ему, что приходил Иисус Христос, однако он усомнился в их истории о телесном воскресении Господа.
И вот Господь явился снова и предложил Фоме приложить пальцы к боку и прикоснуться к ранам, оставленным гвоздями. Фома так и сделал, и, увидев (и почувствовав) сам, он наконец поверил в чудо Христово.
День Красной Горки на Руси был приурочен к воскресенью, следующему за Пасхой. В одних местах его отмечают в Юрьев день (непосредственно воскресенье), в других - в понедельник, в третьих - накануне. Также этот праздник одновременно языческий. Он появился задолго до христианства и славил Солнце. Люди собирались на праздник на холме или горке, выкрикивая заклинания на погоду, обильный урожай. Пели песни, славившие Ярилу, приход тепла и рождение новой жизни. Со временем, праздник сместили, став отмечать в этот день Антипасху, чтобы полностью искоренить языческие традиции. Которое, впрочем, сохранялись очень долгое время и отмечаются некоторыми людьми до сих пор.