Согласно недавнему исследованию, опубликованному в The International, число зарегистрированных депрессивных симптомов, которые, вероятно, потребуют лечения, более чем удвоилось к третьей волне пандемии COVID-19 среди тех, кто чаще всего делится своими фотографиями или видео в социальных сетях. Журнал междисциплинарных социальных и общественных исследований, 9 марта 2022 г.
Использование социальных сетей, привычки саморепрезентации и состояние психического здоровья оценивались с помощью трехэтапного онлайн-опроса. Анкета всегда содержала одни и те же 20 вопросов в отдельный период сбора данных во время каждой волны пандемии, с 22 апреля 2020 г. по 4 апреля 2021 г., когда в Венгрии действовали ограничительные меры. Согласно результатам, время, проведенное в социальных сетях, и готовность делиться репрезентативным контентом увеличились во время волн пандемии и связаны с более высоким и растущим риском большого депрессивного расстройства среди наиболее активных пользователей, пишет medicalxpress.com.
«Тренд, измеренный во время первой и второй волн, еще больше усилился к третьей волне. Предыдущие результаты уже показали, что использование социальных сетей и готовность публиковать репрезентативные фотографии и видео значительно увеличились по сравнению с доэпидемическим периодом. Для тех, кто отправлял фотографии и видео себя или своих близких хотя бы раз в день во время первой волны в Messenger, платформе, где частота обмена таким контентом увеличилась больше всего, доля людей, подверженных риску депрессии, тогда составляла 19%, а в общей выборке – 16%, уже наблюдалось значительное увеличение: у двух пятых участников ежедневного обмена были признаки большого депрессивного расстройства по сравнению с четвертью всех участников. А во время третьей волны о симптомах депрессивного расстройства сообщили 45% участников ежедневной рассылки по сравнению с 27% от всей выборки», — сказала эксперт по коммуникациям и СМИ Александра Валерия Шандор, аспирант Школы социологии докторантуры Этвёш. Университет Лоранда, Будапешт.
Анкета на венгерском языке измеряла привычки респондентов в использовании социальных сетей и их готовность представлять себя. Например, в Messenger почти 18% участников делились репрезентативными изображениями или видео несколько раз в день во время первой волны пандемии по сравнению с 8% в допандемическую эпоху. Интересно, что готовность делиться репрезентативным контентом уменьшилась вдвое между первыми двумя волнами, а затем снова возросла. Среди респондентов доля селфи и портретов вместе была самой высокой на всех опрошенных платформах, но также были распространены селфи-репрезентативные фото и видео, сделанные в поездках и поездках (с изображением самих себя или своих близких, в том числе домашних животных). Что касается реакции на такое содержание, наиболее частым ответом во время и после первой волны было то, что их количество «не изменилось» или «несколько увеличилось». Однако позже, во время второй и третьей волн, наиболее распространенными были ответы «несколько повышенные» и «значительно повышенные». В начале пандемии больше людей сообщили, что отреагировали больше, чем получили больше.
Анкета включала открытые вопросы об использовании социальных сетей во время пандемии. Один респондент упомянул, что во время третьей волны он редактировал свои собственные изображения — в основном селфи — в среднем полтора часа, а другой сказал, что им «больше нечем заняться» во время ограничений, связанных с COVID. Один участник признал, что другие проводят больше времени в социальных сетях, в то время как некоторые подчеркнули, что люди «пишут все больше и больше», а кто-то заявил, что в условиях ограничительных мер только «социальные сети связывают людей с внешним миром».
Онлайн-опрос включал опросник здоровья пациентов-2 (PHQ-2) для оценки состояния психического здоровья респондентов, в котором они давали ответы по четырехбалльной шкале на то, насколько их интерес и удовольствие снизились во время их деятельности и как часто они чувствовал грусть, депрессию или безнадежность в течение последних двух недель.
Тот факт, что более четверти всей выборки и почти половина тех, кто хотя бы раз в день делится саморепрезентативным контентом, сообщали о депрессивных симптомах во время третьей волны пандемии, свидетельствует о целесообразности лечения негативного воздействия пандемии и ограничительные меры, которые стали необходимы в отношении психического здоровья как приоритетной проблемы общественного здравоохранения. Кроме того, было бы полезно привлечь внимание к важности осознанного использования социальных сетей», — резюмировала Александра Валерия Шандор, представившая результаты на Шестнадцатой международной конференции по междисциплинарным социальным наукам в Оксфорде перед официальным релизом.
Настоящее исследование вносит значительный вклад в накопление доказательств психосоциальных последствий пандемии COVID-19 и ее взаимодействия с другими глобальными явлениями, такими как расширение использования социальных сетей и изменение моделей саморепрезентации.