Согласно новому исследованию, проведенному группой ученых из Университета Бата, введение максимального предела цен на сигареты, продаваемые в Великобритании, ограничит возможности табачных компаний устанавливать цены и поможет снизить уровень курения.
В настоящее время, несмотря на регулярное повышение налогов на сигареты в Великобритании, табачные компании, как правило, смогли защитить курильщиков от полного воздействия повышения налогов, поддерживая низкие цены на некоторые продукты и компенсируя расходы повышением цен на другие, более дорогие продукты, пишет medicalxpress.com.
Это означает, что в настоящее время цены на сигареты в Великобритании сильно различаются, разница составляет до 5 фунтов стерлингов от самых дешевых до самых дорогих брендов (от примерно 9,75 фунтов стерлингов в самом низком ценовом диапазоне до 14,65 фунтов стерлингов в самом высоком). Потолок цен, для сравнения, фактически означал бы стандартизированную стоимость сигарет, что помогло бы сделать будущие повышения налогов намного более эффективными.
Подобно регулированию коммунальных предприятий, ограничение оптовых цен на сигареты будет устанавливаться правительством или регулирующим органом. Акцизный сбор, налоги с продаж, наценки розничных продавцов и любые другие законные расходы будут добавлены к этой цене для получения цены магазина.
Команда, стоящая за исследованием, призывает правительство Великобритании рассмотреть предложения, которые, по их словам, могут стать частью нового плана Англии по борьбе против табака, разрабатываемого в настоящее время. Это направлено на то, чтобы сделать Англию «бездымной» к 2030 году. Согласно последнему анализу ONS, по состоянию на первый квартал 2020 года в Великобритании курили около 5,5 миллионов взрослых (13,5%). Несмотря на усилия, уровень курения остается неизменно высоким.
Автор статьи, доктор Роб Брэнстон из Школы менеджмента и исследовательской группы по борьбе против табака Университета Бата, объяснил: «Мы знаем, что использование налогов для повышения цен на сигареты является одним из наиболее экономически эффективных способов сокращения курения. Однако, во многих странах, включая Великобританию, мы также знаем, что повышение налогов часто может быть подорвано ценовой стратегией табачных компаний.
«Ценовой потолок означает, что цены на табачные изделия устанавливаются регулирующим органом, а не отраслью. Этот тип регулирования цен берет свое начало в регулировании коммунальных услуг, где конкуренция отсутствует из-за характера отрасли. Аналогичным образом отсутствует конкуренция в отношении табака, где на большинстве рынков доминирует небольшое количество транснациональных компаний, что обеспечивает четкое экономическое обоснование регулирования ценообразования».
Пошлина на табак в Великобритании уже является одной из самых высоких в мире, и поэтому на ее долю приходится значительная часть стоимости табака в магазинах. Однако ставка налога варьируется в зависимости от продукта. Например, предыдущее исследование, проведенное той же командой из Университета Бата, показало, что табак для самокруток облагается налогом по более низким ставкам, чем сигареты фабричного производства.
Для установления максимального предела цен потребуется создать орган, регулирующий табачные изделия, который расследует и принимает решения о том, какая цена может взиматься. Цена будет основываться на себестоимости продукции, допускающей лишь минимальную прибыль.
Исследователи предполагают, что такой шаг может лишить отрасль возможности ценовой дискриминации продуктов, поскольку цена, взимаемая с розничных продавцов, только при изменении налогов или ценового предела. Это также изменит стимул к получению прибыли от продажи этих смертоносных продуктов.
Недавно были высказаны опасения по поводу методов, используемых табачными компаниями для противодействия повышению налогов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к ним относятся накопление запасов (например, перепроизводство до повышения налогов); тонкое изменение аспекта продукта, такого как его вес или размер, чтобы он попадал в более низкую налоговую категорию; использование стимулирования цен для противодействия росту налогов (например, скидки, скидки и подарки); и, что наиболее важно, распределение повышения налогов по всему портфелю (например, повышение цен на люксовые бренды с одновременным погашением повышения налогов на более дешевые товары).
В исследовании исследователи указывают на то, как табачные компании в Великобритании удерживают чувствительных к цене клиентов, уменьшая размеры упаковки. В Австралии пачки выпускаются более чем в 10 различных размерах, так что после каждого повышения налога большинство курильщиков могли найти либо более дешевый продукт меньшего размера, либо более крупный продукт, который дешевле за пачку или за грамм.
В прошлом году ASH опубликовала подробные рекомендации в поддержку государственного плана по борьбе против табака на 2021 год, который включал в себя фонд «платит загрязнитель» для борьбы против табака, а также ужесточил правила для дальнейшей денормализации курения. Планы правительства пока не опубликованы.
Д-р Брэнстон добавляет: «Такие страны, как Великобритания, с сильными традициями регулирования, могли бы стать лидерами, а международное сотрудничество могло бы укрепить потенциал регулирования, снизить затраты за счет обмена аналитическими данными и противодействовать попыткам отрасли ввести трансфертное ценообразование. На данном этапе мы хотели бы, чтобы правительство Великобритании объявило, что они намерены проводить эту политику в рамках своего нового плана борьбы против табака, чтобы сделать Англию свободной от табачного дыма к 2030 году».