"Сам себе могилу выкопаешь?": Пьяный боец ОМОН до полусмерти избил жителя Искитима
10:19
23.06.2017
Областной суд в ходе апелляционного заседания отменил приговор и отправил дело на доследование в СК.
[caption id="attachment_297962" align="aligncenter" width="560"] Омоновец остервенело избивал искитимца[/caption]
Областной суд отправил на доследование уголовное дело о похищении и избиении жителя Искитима, фигурантом которого стал теперь уже бывший сотрудник новосибирскго ОМОНа. Адвокат одного из потерпевших - Олег Поляничко - рассказал «Курьер. Среда. Бердск», почему расследование серьезного преступления шло со скрипом и какие ошибки нашли областные судьи в приговоре искитимских коллег.
Избили и подожгли за кладбищем
Все произошло 2 мая 2015 года. Друзья Александр и Павел (фамилии мы не называем по просьбе потерпевших — прим. ред.) остановились в придорожном кафе «Станция 54» на ул. Советской в Искитиме. Они, как мотолюбители, участвовали в слете мотоциклистов 2 мая в Новосибирске. По пути из города они и решили перекусить. На часах было раннее утро.
В кафе, помимо Александра и Павла, была еще одна компания из трех жителей поселка Линево — боец 4 оперативного взвода второй оперативной роты ОМОН ГУВД по Новосибирской области (ныне это является подразделением Росгвардии, которой, к слову, депутаты Госдумы хотят разрешить постоянное ношение оружия) Алексей Леонтьев, ранее судимый Анатолий Зебницкий и их приятель Роман Воронин.
Возле кафе между компаниями произошел конфликт. Александр и Павел разговаривали между собой о мотоциклах. Но тем троим, что тоже пришли в «Станцию 54», послышалось что-то иное, что они приняли на свой счет. Пьяный омоновец начал придираться к Павлу. А затем принялся его избивать. Впоследствии его с трудом удалось оттащить от Павла. Участников драки еле разняли. Пострадавший Павел уехал домой. Александр остался.
Вроде бы собрались уезжать и трое зачинщиков потасовки — они уселись в автомобиль BMW X5, который, как выяснилось позже, принадлежал Леонтьеву. Но через некоторое время машина подъехала к Александру. Леонтьев вышел из авто, схватил за шею Александра, но тому удалось высвободиться. Тут вмешался Воронин и объяснил Александру, что хотел бы узнать адрес избитого Павла. В суде обвиняемые будут объяснять, что якобы хотели извиниться и помириться. Но на тот момент Александр сомневался в добрых намерениях обидчиков друга. Разумеется, садиться к ним в «БМВ» и ехать куда-то он не собирался. Тогда троица затащила Александра в салон силой и уже там начала бить со всей мочи. Фрагменты избиения попали на наружные видеокамеры.
Видео предоставлено адвокатом Олегом Поляничко
Несколько лет назад Александр получил серьезную травму черепа и с тех пор носил титановую пластину. Он просил обидчиков не бить по голове, так как это могло бы привести к его смерти. Машина в это время тронулась с места, и ехала она явно не в гости к Павлу. Воронин, сидевший за рулем, взял курс на Искитимское кладбище.
По дороге на погост иномарка остановилась недалеко от заправки. Александра вновь начали избивать уже на улице, но в какой-то момент отвлеклись, и тот попытался убежать в сторону АЗС. Но его догнали, сбили с ног и снова стали избивать. Тут же подоспел Леонтьев — он профессионально захватил Александра и, применив прием «загиб руки за спину», вырвал плечевой сустав. Тот снова очутился в машине, которая поехала уже за кладбище, в район складов взрывпрома, что расположено в урочище Подун.
Там Александра снова стали избивать и угрожать убийством, приговаривая (со слов потерпевшего): «Ты как хочешь? Сам себе могилу выкопаешь или мы тебе ее выкопаем?».
Его три раза обливали горючей жидкостью и поджигали — да так, что у него оплавилась кожаная куртка, а на спине появились ожоги. Затем сорвали с шеи Александра золотую цепочку с крестиком, ударили его ногой, и он потерял сознание.
Неспешное следствие
Когда Александр очнулся, то Воронина, Зебницкого и Леонтьева уже не было рядом. Он достал свой телефон, который каким-то чудом не забрали обвиняемые, позвонил друзьям, и те отвезли его в больницу. Сначала Александр находился в Искитимской ЦГБ, а затем его госпитализировали в новосибирскую клинику. Надо ли говорить, что на молодом мужчине практически не осталось живого места после встречи с тремя неизвестными? Непростое лечение заняло несколько месяцев. Искитимец перенес несколько операций. Больше всего пострадали голова по которой было нанесены множественные удары как руками так и ногами, а также рука, которую умело заломил омоновец. Позже, во время следствия, Леонтьев признается, что обладает навыками боевых искусств и три раза в неделю отрабатывает боевые приемы. Правда, приемы боец должен был демонстрировать при задержании правонарушителей, а не избивая мирных граждан.
Пока Александр лежал в больничной палате, к нему приходили «гонцы», предлагавшие забыть все, что с ним случилось, и «помириться». Даже хотели вернуть цепочку. Порванную. Приходили к пострадавшему и из полиции, опрашивали. Но дело не возбуждали. При этом Александр сразу назвал номер машины, на которой его увезли за кладбище, и уже 2 мая полицейским было известно, что это «БМВ» их Новосибирского коллеги.
- Дело не было возбуждено до 6 мая. Хотя когда имеются явные признаки преступления, его должны возбудить незамедлительно, - подчеркивает адвокат Поляничко.
Не без усердия адвоката (6 мая 2015 года он обратился к руководству ГУ МВД России по Новосибирской области) делу все-таки дали ход. И только 14 мая 2015, после внутренней проверки, Леонтьева уволили из органов.
Всех трех подозреваемых долгое время не брали под стражу, а дело почему-то расследовала полиция. Хотя если в преступлении обвиняется человек в погонах, делом должен был заниматься Следственный комитет РФ.
Поляничко добился того, чтобы дело все-таки передали в СК РФ. Но и там, по его словам, не спешили разбираться. Только после личного обращения в региональный главк СК, дело отдали другому следователю, и оно «со скрипом» дошло до суда. Обвиняемых заключили под арест лишь спустя 8 месяцев после совершения преступления.
Похищения не было?
Всем троим изначально вменяли сразу несколько статей УК: похищение человека, грабеж, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои из хулиганских побуждений, угрозы убийством. Обвиняемые только частично признали свою вину. На заседаниях они выдвигали свои версии: дескать, били Александра не сильно, обжегся он об окурок, да и насильно в машину его якобы никто не запихивал — сам сел. Защитники Леонтьева просили суд обратить внимание и на его характеристику: имеет награды, участвовал в боевых операциях и так далее.
Затем, в ходе судебного процесса, гособвинитель ходатайствовал снять с подсудимых обвинение в похищении. А это был самый тяжелый состав, по которому каждому из обвиняемых грозило по 12 лет колонии.
- По закону гособвинитель и потерпевший относится к одной стороне — стороне обвинения. По нашему мнению, государственный обвинитель необоснованно просил суд переквалифицировать действия подсудимых с похищения на причинение вреда средней тяжести. Государственный обвинитель счел факт похищения недоказанным. Хотя потерпевшего насильно привезли от кафе к АЗС, и от АЗС до складов. И какое-то время его удерживали, - отмечает Олег Юрьевич.
В итоге Искитимский суд вынес относительно мягкие приговоры: Леонтьев получил 3 года и 6 месяцев колонии, а его подельники — по 3 года. Потерпевший и его адвокат сочли это грубейшим нарушением прав и подали апелляционную жалобу в суд. 29 мая 2017 года служители Фемиды Новосибирского областного суда согласились с доводами потерпевшей стороны и отменили приговор Искитимского суда, указав на явные ошибки — как на этапе предварительного следствия, так и в судебном процессе.
Будет новое расследование
В постановлении областного суда сказано, что органы следствия неправильно квалифицировали действия обвиняемых — у них усматриваются более тяжкий состав преступления в части хищения имущества потерпевшего. В частности, областные судьи считают, что Александру причинен серьезный вред здоровью, опасный для его жизни. Кроме того, по мнению областного суда, искитимский судья и представитель гособвинения необоснованно сняли с подсудимых ответственность за похищение человека. Поскольку существующие противоречия устранить в судебном процессе невозможно, дело отправили прокурору. Тот, в свою очередь, должен вновь передать его в СК для доследования. Стоит сказать, что апелляционная инстанция принимает такие решения только в случае грубейших нарушений. Ведь это, по сути, признание того, что следственные органы некачественно расследовали уголовное дело, с чем согласилась искитимская межрайонная прокуратура, а искитимский районный суд при его рассмотрении не дал надлежащей оценки доказательствам.
Потерпевшая сторона надеется, что в этот раз следствие будет более объективным, а приговор суда — справедливым.
Источник: Курьер.Среда.Бердск