
Новосибирский автозавод вернулся из небытия через 80 лет: соглашение уже подписано
Участники Петербургского международного экономического форума подписали соглашение о строительстве под Новосибирском автомобильного завода, который будет выпускать до 14 тысяч машин в год.

Первая попытка создать в Новосибирске автозавод, который будет выпускать грузовики, пришлась на 1940-е годы. И завод был построен. И он до сих пор работает, пусть и в ином качестве. Однако сейчас столица Сибири может вернуть себе автопроизводство: правительство региона заключило на ПМЭФ сделку на 20 млрд рублей.
Прoект ООО «Тренд» по строительству автозавода под Новосибирском был одобрен на заседании Совета по инвестициям Новосибирской области и включен в государственный реестр инвестиционных проeктов Новосибирской области 20 декабря 2023 года. И сегодня, 7 июня, свои подписи под соглашением поставили губернатор Андрей Травников и директор ООО «Тренд» Константин Подшивалов.
Расположится новая производственная площадка на территории Станционного сельсовета. Выйти на полную проeктную мощность предприятие должно в 2033 году, а первая модель пятитонного грузовика должна сойти с конвейера в 2027 году.
Планируемый объем производства при выхoде на проeктную мощность — 14 тысяч машин ежегодно. Всего на строительство завода будет выделено 20 млрд рублей, а суммарный объем налоговых отчислений в бюджет региона — 4 млрд рублей. При этом участники договора отметили, что исполнение соглашения не потребует финансoвых затрат из бюджета Новосибирской области.
А как было в прошлый раз?
Первая попытка создать в Новосибирске автозавод, который будет выпускать грузовики, пришлась на 1940-е годы. И завод был построен. И он до сих пор работает, пусть и в ином качестве. Однако сейчас столица Сибири может вернуть себе автопроизводство: правительство региона заключило на ПМЭФ сделку на 20 млрд рублей.
Началом строительства Новосибирского автозавода — первого и главного зауральского автогиганта аж на сто тысяч грузовиков в год — изначально наметили 1940 год. И одновременно с этим на левом берегу Оби уже определили место для завода по выпуску шин с проeктной мощностью на миллион изделий в год. Его, кстати, все-таки построили — но не здесь, а в Омске. Все намеченные планы, как мы знаем, поломало то, что началось годом позже. И планы вытащили из-под сукна только после Победы.
По проeкту, НАЗ должен был стать ведущим производителем дизельных грузовиков в СССР — тем, чем впоследствии явился построенный тоже с нуля 30 лет спустя КамАЗ. Но единственная модель грузовика, которую готовы были начать выпускать здесь, стал разработанный в 1944 году в Ульяновске ЗИС-253, срочно переименованный в НАЗ-253. Хотя смотрелся он по тем временам красиво.
Закончилась история завода в сентябре 1948 года, когда площадка и производственные корпуса были переданы проeкту «строительство 250», который сейчас известен каждому новосибирцу под именем НЗХК. Все производство и конструкторский отдел уехали в Минск — так НАЗы стали МАЗами.
А ведь даже ТЭЦ-4, которая сейчас согревает четверть разросшегося города, строилась именно для питания автозавода.