«Ударил всего один раз» Почему Рустама Байжуменова, убившего бойца СВО в Челябинске, освободили в здании суда — есть ли у борца ММА «крыша» и что не так в деле
Несмотря на недовольство супруги Максима Никитина приговором в отношении парня, ударившего её мужа, в баре были видеокамеры и судом изучены кадры с места происшествия. Установлено, что потерпевший сам спровоцировал нанесение ему трагического удара.
В Челябинской области не заканчиваются комментарии по поводу вынесенного недавно приговора 18-летнему Рустаму Байжуменову, нанесшему удар военнослужащему СВО, в результате которого тот упал и вскоре скончался. Родственники умершего 38-летнего Максима Никитина категорически не согласны с вынесенным приговором суда о 1,5 годах условного срока. Они считают, что парня, по вине которого умер мужчина, следует осудить на 15 лет.
Новые обстоятельства происшествия со смертельным исходом
Как следует из публикации РИА Новости, разбиравшегося в обстоятельствах столь мягкого наказания Рустаму Байжуменову, при рассмотрении данного дела, следователи и суд руководствовались как показаниями очевидцев, так и видеозаписью с места происшествия. По данным из расследования журналистов информагентства следует, что ситуация в баре в тот злополучный сентябрьский вечер 2023 года, заключалась в следующем:
- Упор делают на то, что Байжуменов дернул за косичку какую-то девушку, а Никитин за нее заступился. В действительности же было наоборот: это приятель Максима (Никитина) схватил посетительницу за волосы, а Рустам за нее заступился. Никитин же в это время находился совсем в другом месте, — объяснил адвокат Токун, подчеркивая, что в ходе судебного заседания была тщательно изучена видеозапись этого инцидента.
По словам защитника, затем Максим повздорил со своим собеседником — военнослужащим и завязалась борьба, а Байжуменов снова разнял всех, дважды оттолкнул при этом Никитина, посоветовав ему отправляться домой. Адвокат сообщает, что далее, знакомая Никитина отвела его в сторону бара, а Байжуменов также отвлекся на свои дела.
- А спустя некоторое время ему со спины прилетел от Максима удар по голове. Рустам обернулся и ударил один раз в ответ. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что смертельная травма получена в результате падения с высоты собственного роста и удара затылком о каменный пол, — проинформировал адвокат о трагической фазе конфликта.
Карталинским городским судом изначально рассматривалась версия о самообороне, а затем статья переквалифицирована на 109: «Причинение смерти по неосторожности». Таким образом, студент Педагогического ВУЗа Рустам Байжуменов приговорен к 1,5 годам ограничения свободы и был освобожден в зале суда. Это означает, что ему запрещено покидать место жительства по ночам и поздно вечером, а также посещать массовые мероприятия, выезжать за пределы муниципального округа.
Мнение супруги погибшего Максима Никитина
В интервью информационному изданию «Московский комсомолец» Марина Никитина выразила возмущение по поводу столь мягкого приговора парню, способствующему гибели её мужа. В отношении причины вмешательства Байжуменова в разговор её мужа и его товарища, она высказала следующую версию:
- Никакой ссоры между ними не было, просто общались! И тут к ним подбежал тот самый Рустам и вдруг начал их разнимать! Максим крикнул ему, чтобы он к ним не лез. Там была еще его одноклассница, которая, увидев, что страсти накаляются, подбежала к ним. Но муж крикнул, чтобы она уходила. Между Максимом и Рустамом завязалась словесная перепалка, после чего этот парень три раза ударил кулаком моего супруга — два раза по голове и в гортань. Он же спортсмен, и удары были точными!, — высказалась супруга погибшего мужчины.
Марина также проинформировала, что в месте падения Максима, был не асфальт, а плитка. Поэтому он сильно ударился и вследствие возникшей гематомы, вскоре скончался. Она также проинформировала, что с самого начала заметила неладное: обвиняемого Байжуменова не арестовали, вызывали в полицию на допрос, он своей вины не признавал и сейчас, не признает. Только после того, как семья Никитиных подняла шумиху вокруг этого дела, парень был задержан.
Возбуждено уголовное дело по статье 109 УК (причинение смерти по неосторожности, санкция по ней до 2 лет). Однако в связи с огромным общественным резонансом вокруг этой истории, статью переквалифицировали на ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, с санкцией до 15 лет). При этом в ходе следствия, обвиняемый Байжуменов провел в СИЗО 5,5 месяцев, то есть ему осталось находиться под действием ограничений менее года.
Марина Никитина считает несправедливым такое решение суда и усматривает в этом какие-то действия, предпринятые семьей Байжуменова. Однако Следственным Комитетом сделан запрос в генпрокуратуру России с просьбой провести проверку законности и обоснованности принятого судебного решения. Таким образом, точка в этом деле пока не поставлена. В случае если статью вновь ужесточат, а парня признают виновным, то Рустаму Байжуменову может грозить до 15 лет лишения свободы.
Комментарий Карталинского суда
6 марта 2024 года Карталинским горсудом озвучена часть материалов дела, информация приводится каналом «Инцидент Миасс».
Судом установлено, что Байжуменов находился около здания бара в поселке Новокаолиновый, где у него с Никитиным возникла ссора на почве личной неприязни, «вызванной противоправным поведением потерпевшего», а именно:
- Никитин в состоянии алкогольного опьянения вел себя агрессивно, конфликтовал с другими посетителями бара, на замечания не реагировал, грубо вел себя в отношении Байжуменова, допустил оскорбительное высказывание в его адрес и ударил рукой в лицо.
Затем, в результате ссоры Байжуменовым нанесен один удар рукой в голову и шею Никитина, который в результате потерял равновесие и упал на твердую тупую поверхность, ударившись головой.
Отягчающих ответственность обстоятельств судом не усмотрено, при избрании вида и размера наказания судом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, учтена явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, выразившиеся в принесении публичных извинений в зале судебного заседания; инвалидность и состояние здоровья отца подсудимого, аморальность и противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления. Судом также взыскана в пользу семьи Никитина в счет возмещения морального вреда — 1,6 млн рублей.