«Вагнер» своих не бросает — ни живых, ни мертвых» Экс—боец ЧВК «Вагнер» из Забайкалья о службе в оркестре, бахмутской мясорубке, пьянстве и жесткой дисциплине
Осужденный забайкалец рассказал, как участие в спецоперации меняет людей, а также о принципах и дисциплине в ЧВК «Вагнер».
Новые в России персонажи — бойцы ЧВК «Вагнер», появившиеся в связи с началом СВО на Украине в различных информационных сводках, стали одновременно и «героями и грешниками».
Однако проявленный героизм при освобождении штурмовиками подразделений ЧВК самых сложных участков, как например Мариуполь и Артемовск (Бахмут — укр.) в ДНР, граничит с появлением в СМИ множества нелицеприятных фактов о поведении участников СВО из числа ЧВК «Вагнер» на гражданке. Ведь многие из них являются помилованными бывшими заключенными. В интервью порталу «Чита.Ру» один из бывших членов ЧВК — житель Читы, отбывавший срок в Красноярской колонии, рассказал свою историю: как попал в зону боевых действий, какие нравы и правила в ЧВК «Вагнер», об участии в «бахмутской мясорубке».
Колония в Красноярске
Собеседник информагентства рассказал, что осужден был за то, что угрожал убийством девушке, с которой сожительствовал. В соответствии с возбужденным уголовным делом по части 1 статьи 119, ему могли вынести приговор в виде 350 часов исправительных работ, однако судьей назначено наказание в виде полугода колонии-поселения в Красноярском крае.
По словам мужчины, он не ожидал, что его отправят в это суровое место, поскольку оно славилось жесткими нравами и там «не очень любят забайкальцев» из-за того, что в колонии — поселении установлены свои правила и порядки, которые не основаны на традициях уголовного мира.
- На поселение почти сразу после моего прибытия приехали люди из ЧВК. Я мозгами пораскинул и решил, что казарма лучше барака. Было у меня три повода для этого: Первый — чистая биография, так как ЧВК предлагала полную амнистию по всем статьям. Во-вторых, за участие в СВО платили деньги. Немаловажно также и уважение, в том числе чтобы дети могли сказать, что папа не зэк, а долг родине отдает, — рассуждал мужчина.
Прибытие в зону СВО
По информации бывшего заключенного, по прибытии в Луганскую область, их построили и объявили: «Теперь вы не заключенные, все с этого момента помилованы, начинайте жить по совести, забудьте тюремные принципы и жаргон, вам Родина дала шанс исправиться».
Сначала в течение 21 дня была учебка «в лучших традициях армии»: отжимания на раз-два-полтора, коллективная ответственность за косяк одного и иные особенности военной дисциплины. По словам уже военнослужащего, тогда у него еще не было объективного понимания, чего следует ожидать.
- Думали, что как в фильмах. Когда всё безоблачно, мы всех побеждаем, пули вокруг тебя свистят и не попадают. На самом деле, стрелковых боев очень мало, в основном работает артиллерия. Отработала наша артиллерия — пошли на штурм окопов или укрепов. Если максимально быстро сблизились с противником, то он отходит и по своим же позициям ведет артобстрел, - пояснил боец.
Мужчина рассказал, что он служил минометчиком взвода огневой поддержки и отметил, что учебка «Вагнера» его научила работать практически с любым оружием, пусть не профессионально, но на среднем уровне. По его словам, противника в зоне боевых действий он видел только в городских боях в прицел винтовки, поскольку перестрелок практически не было. В городских боях в Артемовске (Бахмут) приходилось стрелять на расстоянии 50–70 метров, когда не видно лица, только можно увидеть отличительные знаки — синие или желтые ленты на рукавах.
Вагнер - «своих не бросает» - «Бахмутская мясорубка»
Боец ЧВК рассказал, что был удивлен в первую очередь тому, что среди сослуживцев, встретил как испугавшихся неожиданной для реальности, так и тех, кто ранее не вызывал не то чтобы восхищения своими физическими данными, но и возникали сомнения по поводу способности участвовать в боевом противостоянии. Речь идет о ребятах, «не героического вида».
- Меня удивило, что чаще всего вывозили простые ребята, не героического вида. Смотришь на него и думаешь: «А хоть что-то он в этой жизни может?» А он может. В группе эвакуации у нас ходили парни даже без бронежилетов и автоматов, просто в каске и с носилками, чтобы всех вынести. Принцип там такой: «Вагнер» своих не бросает — ни живых, ни мертвых. Каждый должен вернуться домой, - отметил мужчина.
При этом он проинформировал, что пока они сидели в окопах под артиллерийским огнем ВСУ, убежать было невозможно, поскольку простреливались позиции со всех сторон.
- Нам сразу сказали, что для этого нужны стальные яйца. А есть они не у всех, многие просто бежали оттуда. Я никого не осуждаю, всем страшно, - подчеркивает боец.
Что касается понятия «Бахмутской мясорубки», то по словам мужчины, это соответствует наступательной операци на всём Бахмутском направлении: Соледар - Бахмут и близлежащие по линии боевого соприкосновения, поселки и деревушки, где проходили ожесточенные боевые действия. При этом он отметил, что когда возникла нехватка боеприпасов, его конкретно выручила присущая ему натура - «Плюшкина», то есть он все время делал запасы в виде патронов, пулеметных лент, гранат и так далее.
По его словам, основной целью «мясорубки» являлось взятие крупного опорного пункта - города Артемовск (Бахмут - укр.), что было выполнено в конце мая 2023 года, когда силы ВСУ были отброшены на несколько километров.
Дисциплина ЧВК «Вагнер»
— Дисциплина железная. В основном за счет мер устрашения. Например, было четыре нельзя: алкоголь, наркотики, насилие по отношению к мирному населению и мародерство. За это грозили жесткие меры. Я гуманист и добрый человек, но в контексте происходящего это поддерживал. «Вагнер» был максимально эффективен именно за счет дисциплины, - проинформировал мужчина.
В этой связи он также отметил, что эти правила во многом обоснованы, поскольку большинство заключенных провели в тюрьме десятки лет и до этого вели не совсем праведный образ жизни.
Насчет пьянства, он подчеркнул, что это было категорически запрещено, поскольку от каждого из бойцов зависела не только его жизнь, но и жизни боевых товарищей. Он рассказал, что в ЧВК «Вагнер» на первое место ставилось - братское отношение друг к другу.
- Если я на боевую задачу иду ведущим, а сзади — человек, то я должен быть уверен: он всё видит, угрозу заметит, меня прикроет. А если он пьян или обкурен, то какой из него товарищ? Мой личный вывод: любое изменение сознания в такой ситуации — это смерть. Не заметил чего-то очевидного и попал в ловушку, - объяснил мужчина принцип применения жестких правил в организации.
Экс-боец ЧВК также отметил, что все военнослужащие были включены во взводы, отличающиеся между собой буквами на жетонах. В его подразделении у всех была буква «к», наверное, потому что «колония», хотя взвод состоял на 60% из бывших заключенных. Штатные сотрудники были под другими буквами.
Также мужчина рассказал о взаимодействии с мирными жителями, которых запугивали украинские СМИ и военные для того, чтобы они оставались на линии огня: «сейчас придут наемники «Вагнера», они никого не щадят, всех убьют и изнасилуют». А на самом деле бойцы ЧВК сразу же стали уводить граждан в тыл, эвакуировали раненых. Он отметил, что люди долгое время настороженно относились к бойцам его подразделения и только после того, как они в тылу их накормили, дали одежду и необходимое, местные жители стали что-то понимать.