«Там даже земля была бурой от крови» Командир штурмовиков ЧВК «Вагнер» о бое против 40 азовцев*, вербовке на СВО — что было за ленточкой
Приводится откровенный рассказ экс—штурмовика ЧВК «Вагнер» из числа бывших заключенных о том, как попал в зону боевых действий, выжил и теперь намерен беречь свою жизнь.
Более года назад бойцами ЧВК «Вагнер» сделано многое в зоне СВО на Украине, в том числе для освобождения важнейших населенных пунктов и стратегически важных -Мариуполя, Артемовска. Большинством участников сражений являлись бывшие заключенные, завербованные в колониях различных регионов страны. Оставшиеся в живых были помилованы и начали новую жизнь.
Порталом «Лента.ру» опубликовано интервью с одним из бойцов ЧВК «Вагнер» — Виктором Борисовым (фамилия изменена), получившим 2020 году 20 лет колонии строгого режима, однако искупившим вину собственной кровью в ходе боев за Артемовск, будучи командиром штурмового подразделения.
История заключения
Житель Самары Виктор Борисов был женат, воспитывал двоих детей и вёл свой бизнес по продаже строительных материалов. Натура авантюриста толкнула его на путь криминала и он решился на ограбление банков. Несмотря на то, что подготовка преступлений велась им вместе с подельником осуществлялась на основании просмотра художественных фильмов, им удалось похитить порядка 20 миллионов рублей. Однажды во время очередного налета, неожиданно выстрелило оружие, убившее человека. Однако СВО на Украине предоставило ему второй шанс и после заключения контракта с ЧВК «Вагнер» он отправился в зону боевых действий.
-Конечно, меня пугало, что я вряд ли буду кому-то нужен, освободившись в 60 лет. Но события февраля 2022 года изменили все — хотя я не следил за политикой, начало СВО потрясло меня, -отметил Борисов.
Бывший заключенный рассказал, что с марта 2022 года сам отправлял письма в ФСБ и администрацию президента РФ о том, что готов поехать в зону СВО для искупления своей вины кровью. Однако ЧВК «Вагнер» стали набирать заключенных и в колонию приехали представители компании в конце сентября 2022 года.
История отправки в зону СВО
По информации Борисова, около 1,2 тысячи заключенных собрали вместе и туда появились глава ЧВК Евгений Пригожин с охраной. Он рассказал, что им нужны штурмовики из числа заключенных с большим сроком за разбои или убийства, кому уже нечего терять. Он обещал в итоге -помилование, награды и деньги.
-Я сразу же пошел оформляться. Я знал, что меня возьмут из-за моей статьи и хорошей физической формы. Тем вечером вместе со мной записались где-то 250 человек, но затем больше сотни из них передумали — переубедили близкие, -констатировал Борисов.
Кроме того он отметил, что также в зону СВО отправились заключенные, кому оставалось отсидеть 3-4 месяца -по идейным соображениям. Вместе с тем Борисов рассказал, что были среди тех, кто решились участвовать в боевых действиях и молодые ребята, романтизирующие боевые действия. По его словам, он отговаривал их, поскольку в силу своего возраста они не понимали, во что готовы были ввязаться.
В результате, из колонии Борисова отправились в зону СВО 137 человек и по его словам, половины из них уже нет в живых. Однако заключенный был рад ощутить в Ростовской области на военном аэродроме шум и ветер, «дух свободы» после тюрьмы.
-Меня переполняла гордость: еще несколько дней назад я был отбросом общества, а теперь ехал сражаться за свою страну, -отметил Борисов.
Тренировки на боевого полигоне
По информации Борисова, их отправили на базу в Луганскую область, где выдали обмундирование, бронежилеты, каски и автоматы (поначалу, без патронов). Заключенные были поражены отличной экипировке. В ЛНР будущие штурмовики в течение некоторого времени обучались обращению с оружием, а затем отправились на другую базу боевыми условиями.
Тренировки были жесткими, спали всего по 4 часа на земле, ели один раз в день. При этом Пригожин еще в колонии обещал, что будет –«жестко». Поэтому, все были готовы. Готовились к осуществлению штурмов в связке 2-5 человек. Обучение проводилось в течение больше 20 дней.
-Передумать можно в колонии — когда контракт подписан и ты в «Вагнере», вернуться можно или «двухсотым» (убитым), или выполнив контракт. Другой дороги нет. Нам сразу сказали, что за отступление без приказа, алкоголь, мародерство, изнасилования тебя «обнулят» (убьют), -подчеркнул Борисов жесткость дисциплины в ЧВК, отметив, что в условиях боевых действий один «косяк» может привести к гибели многих и даже поражению целого отряда.
Зона СВО
По информации Борисова, они прибыли к Артемовску в конце сентября 2022 года, посетив по пути военные склады в районе Светлодара, доукомплектовались патронами, гранатами или обезболивающими.
-Я, например, набрал себе «Шмелей» , -отметил Борисов.
Ночью они отправились к пригороду Артемовска -поселку Зайцево. По дороге видели разрушения и отсутствие мирных жителей. На месте они залезли в подвал разрушенного дома и заночевали там. Утром начался марш-бросок от Зайцево к новому направлению наступления через лес и поля. Добравшись сквозь минометный огонь ВСУ, они прибыли на позицию, занятую за день до этого российскими силами.
-Там я увидел свежие следы вчерашнего боя — окоп с телами наших парней и бойцов противника, оторванные головы и руки, окровавленные вещи. Там даже земля была бурой от крови. Я видел смерть — но она никогда не была такой массовой,- рассказал штурмовик –экс-заключенный.
Борисов проинформировал, что его группа принимала непосредственное участие в «сжатии кольца» вокруг Артемовска. Изначально их целью был поселок Опытный, притом, что силы ВСУ оборонялись очень серьезно. Каждые 300-400 метров были заняты укрепленными пунктами с пулеметными гнездами. Поэтому по нашим штурмовым группам «сыпались» снаряды и мины.
-Поэтому 80-90 процентов потерь под Артемовском были не пулевыми, а взрывными. Причем прятаться большого смысла тоже не было — если снаряд предназначен для тебя, укрыться от него ты просто не успеешь –отметил боец
Борисов рассказал что ему пришлось командовать отделением в количестве 8 бойцов. Штурм осуществлялся поэтапно: сначала бралась конкретная точка в линии обороны противника, а затем -передавались координаты командованию информация, что позволяло принимать оперативные тактические решения. Заняв эту точку, ожидались другие отделения, подтягивающиеся к своим позициям.
По информации штурмовика, под Артемовском боекомплект расходовался быстрее, чем пополнялся и в этой ситуации очень помогли «западные партнеры». Речь идет о том, что когда силы ВСУ оставляли свои позиции, им приходилось бросать всё, что позволяло оперативно пополнять запасы вооружения. Таким образом наши силы получили польские и американские гранатометы нашего калибра 7,62.
-Я покинул зону СВО после очередной схватки с бойцами «Азова»*. Нас тогда было человек 20, их — 40. Все началось с того, что наши разведчики попали в засаду: они увидели впереди пустой окоп и сунулись туда, а там оказался пулеметчик ВСУ. Они чудом сбежали от него, но он прижал их огнем, и они по рации стали кричать: «Пацаны, мы попали в засаду!», — рассказал Борисов.
Группа из 5 человек схватила то, что было под рукой, бросилась на выручку через лес с фланга. Оказавшись сбоку от противника, нужно было ударить по окопам противника из гранатометов, однако следовало хотя бы на метр выйти из леса. Они вдвоем с сослуживцем ударили, однако Борисов почувствовал сильный удар, как будто лишился руки. На самом деле –снайпер целился в его гранатомет и к счастью, не попал, а только пуля –пройдя навылет, раздробила ключицу.
-Я был дезориентирован от болевого шока, но товарищ выручил: отвлек снайпера, получил две пули по касательной и оттащил меня в лес. А там и наши бойцы подтянулись, завязался бой, -рассказал Борисов.
По его словам, ему повезло, что рядом оказался опытный пулеметчик, имевший опыт боевых действий в Чечне. Его и раненого товарища перевязали и они отправились к месту эвакуации около 4 километров. Оттуда на мотоблоке их довезли до госпиталя, где была оказана помощь в полевых условиях. Затем, его отправили в госпиталь Луганска, где он провел 2,5 месяца и полностью излечился, хотя в полевом госпитале его чудом –спасли.
Служба в ЧВК «Вагнер» закончилась
Борисов рассказывает, что после выписки из госпиталя ему оставался месяц службы по контракту, однако в такой ситуации уже не берут на линию боевого соприкосновения. Он вернулся в поселок Зайцево под Артемовск, где уже был тыл. Там он сдал оружие и боекомплект, получил медаль «За отвагу» и крест ЧВК «Вагнер», деньги и билеты домой. Главное, он также получил документ за подписью президента о помиловании.
-С ней я не должен был нигде отмечаться: она делала меня абсолютно свободным человеком, -отметил экс-штурмовик.
Также бывший заключенный и боец из зоны СВО резюмировал, что осознает факты «улыбок фортуны», адресованных ему, поэтому теперь намерен поберечь свой «запас везения».
«Азов», «азовцы»* — террористическая организация, запрещенная в РФ.