![Публичный дом Санкт—Петербурга. Фото: Shutterstock](https://vesiskitim.ru/static/records/ab8a51b696b8462e8e76e9c3d2a2ccf1.webp)
В России издавна принято считать, что плотские утехи в компании представительниц «древнейшей профессии», являются греховным занятием. Этому утверждению способствовали на протяжении многих веков Православная церковь, гражданские устои государства, почитаемые его правителями. Однако на самом деле, понятие проституции в государстве всегда существовало, но в отличие от свободных нравов Запада, русские люди всегда это скрывали. Портал «Сибирь. Реалии»* передает подробности развития этого явления на территории Сибири.
Российские правители XVIII-XIX вв — «делали вид», что в государстве не существует проституции, предпринимая меры по заключению работников этой сферы в тюрьмы, а император Павел I ссылал «развратниц» в Иркутск, чем доставлял радость сибирякам.
Однако в октябре 1843 году по решению императора Николая I, эта профессия все- таки получила государственное признание. Работницы должны были зарегистрироваться во «Врачебно-полицейском комитете», которым осуществлялись медицинские осмотры, результаты которых указывались в так называемом «желтом билете». Этот документ представлял собой прототип медицинской книжки и должен был быть представлен клиенту по первому требованию. Таким образом «продажная любовь» плотно вошла в жизнь российского общества, где уже стало нормой отправлять своих сыновей для «приобретения опыта». О своем первом опыте писал в своем дневнике писатель Лев Толстой.
Развитие ремесла в Сибири
В конце XIX века в крупных городах Сибири функционировали соответствующие заведения. В Томске например работали 27 объектов по оказанию услуг такого рода и расположены были на улице Бочановской. Это смущало местных жителей и потому, улица была разделена на 2 части. Там, где функционировали соответствующие объекты, называлась по-прежнему Бочановская, а вторая часть улицы, где проживали граждане, была переименована в улицу Никольская.
Необычные нравы Чукотки
Отмечается, что нравы Сибири были в те времена в целом гораздо свободнее, чем в Российской Империи. Однако самыми передовыми в этом роде были свободолюбивые чукчи, проживающие в тяжелейших природных условиях, что видимо и привело к желанию «разнообразить» свою жизнь.
Например существовала традиция обмена женами и в ходу было понятие — «товарищ по жене», когда по взаимному согласию, жены переходили в другие семьи на какое-то время. Это способствовало тому, что семьи оказывали впоследствии поддержку друг другу, а рожденные дети, считались братьями и сестрами.
Учеными названа подобная практика -«гостевым гетеризмом» и существовала она также в традициях бурят, эвенков, кыргызов и других народов. Обычай предполагал хозяину дома предложить гостю — переспать с его женой. По заключению исследователей, таким образом, северные народы (и многие кавказские племена) стремились увеличивать генетическое разнообразие в небольших группах кочевников.
![Представители коренных народов Сибири. Фото: korenovsk-rc.ru](https://vesiskitim.ru/static/records/c630f0114283478c8deebe8008307f2c.webp)
Сибирский брак
В XVI веке во времена освоения Сибири русскими, Донские казаки Ермака и другие поселенцы, строившие остроги и утомленные в длительных походах, захватывали в плен или выкупали в соседнем племени молодых туземок и женились на них. При этом у многих оставались на Родине, семьи.
Бывали случаи, когда казаки женились в Сибири не единожды, перемещаясь по служебным делам между острогами, некоторые заводили себе «жен» в каждом из них, практиковалась передача своих жен за долги. Таким образом появилось понятие –«сибирский брак».
В Томске в XVII веке русские переселенцы проживали в остроге на горе, а татарское население селилось по берегам реки Томи. Однако после крупного пожара, когда острог выгорел дотла, русские люди вынуждены были спуститься к реке в татарскую слободу, где произошло «слияние» двух культур.
В этот период времени также практиковались случаи продажи женщин как из числа местного населения, так и с территории традиционных русских населенных пунктов. Женщины вывозились обманным путем под предлогом женитьбы. А многочисленные промышленники из числа россиян, европейцев, пользовались ситуацией.
Сибирские крестьяне просили прислать им женщин — чтобы, жениться
Мужчины разводились и женились без согласия своих супруг, где бы они не находились, хотя это и было запрещено церковью. Это стало возможным, поскольку слишком большие расстояния не позволяли проверить наличие или отсутствие жены у «жениха». Однако этот обряд стоил денег.
В указанный период на территорию Сибири стали массово переселять крестьян. Однако они в Москву отправляли челобитные с просьбой — прислать им «женочек, на ком женитца». В качестве аргументов сообщалось, что жена необходимо для того, чтобы вести хозяйство. Таким образом, в Сибирь стали активно приезжать ссыльные женщины, осужденные за совершение различных преступлений.
На государственном уровне контролировался вопрос женитьбы крестьян, солдат и каторжников на ссыльных. Даже в 1883 году в Одессе была произведена облава в местных притонах и арестованные нелегальные проститутки были отправлены на Сахалин.
Владивосток и Находка XIX-XX вв
Эти города в указанный период времени были широко известны в качестве центров региональной секс-индустрии. В Косом переулке Владивостока было сконцентрировано большое число публичных домов, большинство из которых содержалось японцами и считались «элитными» заведениями, в отличие от «дешевых» русских, размещавшихся на окраинах.
Это было обусловлено популярностью у мужского населения услуг гейш. Представительницы страны восходящего солнца были образованными, здоровыми, красивыми и в первую очередь, экзотическими. Закончилось это с началом русско-японской войны 1904 года.
![Историческое фото Гейши/bangkokbook.ru](https://vesiskitim.ru/static/records/873ff4559e40412a81586801357ccb66.webp)
Однако сразу же эта востребованная ниша в бизнесе была занята «китайским аналогом». Он отличался от японского в части чистоплотности, образованности и дополнительных услуг, однако доступность, позволила ему получить развитие в регионе. Этому способствовала внешняя схожесть китаянок с японскими гейшами.
Владивосток одним из последних городов уже СССР встретил удар по местной проституции. В 1937 году были снесены трущобы «Миллионки», где ранее размещались кварталы публичных домов и китайцы были выселены за пределы города. Однако в портовых городах страны и во Владивостоке, появился новый вид бизнеса в этой сфере: валютная проституция.
Причем изначально, этот вид услуг был официальным, поскольку страна нуждалась в валюте. Экипажи иностранных кораблей, заходившие в советские порты не имели возможности обменять валюту на советские рубли. Моряки в обмен на свои деньги получали специальные «боны», которые они использовали в портовых ресторанах, магазинах и для оплаты услуг «девочек легкого поведения», работавших в порту под контролем НКВД.
*-Интернет-издание«Сибирь.Реалии» признано решением Минюста РФ «иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента».