
Почему в мире до сих пор считают тайной, кто скрывается за личностью Бэнкси – ведь известно, что его зовут Робин Ганнингем - фото
Интервью было записано в преддверии 30-летия художника, когда он устанавливал свою дебютную выставку «Война на газоне» на складе в Хакни.

Он является плакатом для болтливого класса и художественного мира страны — человек, которого почитают за создание работ, высмеивающих истеблишмент, и при этом, как известно, скрывающий свою личность.
Под псевдонимом Бэнкси он стал звездой мирового масштаба с состоянием, оцениваемым в 50 млн. фунтов стерлингов. Его «Девочка с воздушным шаром» признана «самым любимым произведением искусства в стране», более популярным, чем «Сенокос» Джона Констебла. Результаты были получены в результате опроса, основанного на списке, составленном авторами, пишущими об искусстве, включая корреспондента газеты Observer.
Однако за всем этим поклонением героям скрывается вопиющее лицемерие.

Репутация Бэнкси и его финансовые возможности опираются на мистику его анонимности. И хотя его настоящее имя известно уже 15 лет благодаря расследованию газеты Mail on Sunday, поклонники Бэнкси стараются не замечать этого факта.
Вместо того чтобы называть его по настоящему имени — Робин Ганнингем, — существует сюрреалистическая омерта, когда его подлинная личность намеренно маскируется.
Это, по мнению искусствоведов, позволяет ему использовать свой тщательно взращиваемый имидж «Алого Пимпернеля современного искусства» и зарабатывать еще больше денег как человеку, который носит свою уличную репутацию как рубашку.
Мишель Бурсма, куратор выставки «Искусство Бэнкси» на Риджент-стрит в Лондоне, «убежден», что люди не хотят знать личность этого Робин Гуда от искусства.

Он говорит: «Публика не хочет, чтобы тайна прекратилась, потому что это прекрасная сказка. Мир искусства не хочет, чтобы его личность была известна, потому что это лишит его таинственности, а таинственность приносит деньги».
В 2008 г. Министерство внутренних дел раскрыло настоящее имя Бэнкси, опубликовав вместе с фотографией, на которой он изображен на улице с баллончиком краски. Но новая работа «уличного художника и политического активиста» Бэнкси, несомненно, стоит гораздо больше, чем работа Робина Ганнингема, 50-летнего бывшего школьника, выросшего в благополучной семье среднего класса.
История художника была вновь затронута в десятисерийном подкасте BBC Radio 4 «История Бэнкси», вышедшем в начале этого года. На прошлой неделе в подкасте было повторно показано «потерянное интервью Бэнкси», записанное в 2003 году.
В дискуссии 20-летней давности редактор отдела развлечений BBC, берущий интервью у Ганнингема, похоже, проглотил его заявление о том, что его настоящее имя «Робби Бэнкс» — явная игра на тему Робин Гуда, потворствующая представлению о народном герое, который крадет у богатых и отдает бедным.
Согласно подкасту, интервью было записано в преддверии 30-летия художника, когда он устанавливал свою дебютную выставку «Война на газоне» на складе в Хакни (Восточный Лондон).
На выставке были представлены портрет королевы Елизаветы II в образе шимпанзе, портрет Уинстона Черчилля с травяным могиканином и две живые свиньи, раскрашенные в сине-белые цвета, которые носят сотрудники полиции.
В интервью Бэнкси сказал, что его работы — это «праздник вандализма». Он добавил: «Речь идет о справедливости. Если вы когда-либо сталкивались с системой правосудия, это заставляет вас относиться ко всему скептически, так что, думаю, мне нравится переворачивать все с ног на голову. Мне нравится выяснять, кто на самом деле хорошие парни».
Он также признает себя преступником: «Если все делать правильно, то это незаконно».
Пять лет спустя, после расследования, в ходе которого Министерство финансов США побеседовало с десятками друзей, бывших коллег, соседей по квартире и членов его семьи, мы выяснили, что Бэнкси не был радикально настроенным выходцем из муниципалитета. Вместо этого художник — сын бывшего менеджера по контрактам Питера Ганнингема и его жены, секретаря директора компании Памелы, вырос в одном из самых элегантных районов Бристоля. Трудно представить себе Бэнкси, антиавторитарного ренегата, в качестве общественного школьника, которым он был в Бристольской кафедральной школе, бродя по бывшему монастырю XVII века. Но ученики помнят Ганнингема как талантливого художника.
Скотт Нерс, страховой брокер, учившийся в его классе, сказал: «Он был чрезвычайно талантлив в искусстве. Я ничуть не удивлюсь, если он — Бэнкси».
Во время учебы в школе Ганнингем заинтересовался граффити, вдохновившись творчеством Роберта Дель Наджа из местной группы Massive Attack, который считается одним из первых граффити-художников в Бристоле под псевдонимом 3D. С тех пор эти двое подружились, и Министерство обороны нашло их совместную фотографию.

Приукрашивая свой агитационный образ в интервью поп-культурному журналу Swindle в 2006 г., Бэнкси сказал: "Когда мне было около десяти лет, один парень по имени 3D сильно разрисовывал улицы.
Думаю, он побывал в Нью-Йорке и первым привез аэрозольную краску в Бристоль. Я вырос, видя аэрозольную краску на улицах, еще до того, как увидел ее в журнале или на компьютере… Граффити — это то, что мы все любили в школе… Все этим занимались".
Ганнингем бросил школу в 16 лет и начал заниматься уличным искусством.
В следующем году в рамках операции «Андерсон» полиция под прикрытием арестовала 72 художника по всей Великобритании по обвинению в нанесении преступного ущерба. Среди арестованных был Том Бингл, граффити-художник, признанный партнером Бэнкси по преступлению, который сейчас руководит собственной художественной компанией Inkie. Он был оправдан.
Ганнингем не был арестован, и нет никаких данных о его задержании. Но художник признался, что к тому времени он уже стал экспертом по уклонению от полиции, чему способствовал тот факт, что до тех пор, пока его имя не было раскрыто Министерством внутренних дел, оно оставалось загадкой.
В своей книге Wall And Piece Бэнкси пишет: «Когда мне было 18 лет, я провел одну ночь, пытаясь нарисовать большими серебряными буквами »Опять опоздал" на боку пассажирского поезда. Появилась британская транспортная полиция, и я был разорван на куски, убегая через колючий кустарник.
Остальные мои товарищи добрались до машины и исчезли, а я провел больше часа, спрятавшись под самосвалом, из которого на меня текло моторное масло".

К 2003 г. Бэнкси жил в Лондоне и начал использовать трафареты, создавая характерные, узнаваемые образы, такие как крысы и полицейские, которые передавали его антиавторитарный посыл. В октябре того же года он пробрался в галерею Тейт, переодевшись пенсионером, и приклеил на стену картину. Картина провисела там два с половиной часа.
Он пришел.
С тех пор он продал свои работы певице Кристине Агилере, которая владеет порнографической фотографией королевы Виктории с проституткой, и актрисе Анджелине Джоли, у которой есть твист на картину Мане, где белая семья обедает под зонтиком, наблюдая за 15 голодающими африканцами. Он также создал обложку для альбома Think Tank группы Blur. В 2006 году Ганнингем женился в Лас-Вегасе на Джой Милворд, бывшем научном сотруднике депутата-лейбориста Остина Митчелла.
С тех пор он заработал многомиллионное состояние.
Самой дорогой его работой, проданной на аукционе, является работа «Любовь в мусорном ведре», проданная на аукционе Sotheby's за 18,6 млн. фунтов стерлингов в 2021 году.
Эта работа, являющаяся адаптацией его фрески 2002 года «Девочка с воздушным шаром», стала печально известной в 2018 году после того, как она самоуничтожилась через несколько секунд после продажи за более чем 1 млн фунтов стерлингов, проскользнув через нижнюю часть рамы и разлетевшись на куски.
После того как Бэнкси был идентифицирован Министерством внутренних дел, он не стал опровергать свою информацию, но заявил: «Я не могу комментировать, кто может быть или не быть Бэнкси».
Однако в 2016 г. ученые из лондонского Университета королевы Марии, применив метод «географического профилирования», который обычно используется для поимки преступников или отслеживания распространения болезней, заявили, что Ганнингем является «единственным серьезным подозреваемым».
Они нанесли на карту места расположения 192 предполагаемых работ Бэнкси и обнаружили «горячие точки», которые соотносились с пабом, игровыми площадками и домами, тесно связанными с Ганнингемом, его друзьями и семьей.

В следующем году Министерство обороны обнаружило фотографию, на которой художник в комбинезоне с высоким уровнем защиты запечатлен за работой над одним из своих произведений — гигантской белой крысой, нарисованной на заброшенном ливерпульском пабе White Horse в 2004 году.
Фотограф Кристофер Уилсон сказал о личности Ганнингема: «Теперь никто не может игнорировать доказательства».
А в 2018 г. два произведения искусства (кассетные втулки альбомов бристольской группы Mother Samosa с автографом Ганнингема) были выставлены на продажу интернет-дилером MyArtBroker с оценкой в 4 тыс. фунтов стерлингов.
Альбомы были записаны на студиях в Бристоле Мартином Смитом, который рассказывал: «Я помню, как он [Ганнингем] выехал на велосипеде с корзиной на передней панели, в которой были трафареты. Он сказал мне: »Я собираюсь сменить свое имя на Робин Бэнкс. Что вы думаете? Смит убедил его сделать это — и так Бэнкси сказал в интервью в 2003 г., что его зовут «Робби Бэнкс».
В начале этого месяца ожидалось, что Бэнкси будет официально разоблачен в связи с предъявленным ему иском о диффамации на сумму 1,4 млн. фунтов стерлингов.
Иск был подан Эндрю Галлахером, граффити-фотографом и владельцем компании Full Colour Black, которая совместно с брендом одежды Guess оформила витрину «Граффити от Бэнкси» с изображением знаменитой работы Flower Bomber.
В ответ на это Бэнкси написал в соцсети «Внимание всем магазинным ворам. Пожалуйста, идите в магазин Guess на Риджент-стрит. Они без спроса набросились на мои работы. Разве плохо сделать то же самое с их одеждой?».
Галлахер утверждает, что в сообщении «в виде намека подразумевалось и подразумевается», что он украл работы Бэнкси без разрешения.
Бэнкси, в случае подачи возражений, должен был бы указать свое настоящее имя, однако срок подачи возражений уже пропущен.
По мнению MyArtBroker, «культ Бэнкси отчасти объясняется его анонимностью. Его безвестность — неотъемлемая часть бренда».
Возможно, сенсационность так называемого «гениального художника» подстегивает наше любопытство, а может быть, потому, что личность художника так важна для смысла его работ".
Конечно, «культ Бэнкси» звучит гораздо лучше — и имеет гораздо больший коммерческий потенциал, — чем «культ Робина Ганнингема».