![Последствия взрыва. Фото: кадр из видео](https://vesiskitim.ru/static/records/4c3c585af1a74f64b13e0285d600bd4c.webp)
В анналах российской и советской истории ночь на 4 июня 1989 года навсегда останется мрачной главой, отмеченной самой катастрофической железнодорожной аварией, когда-либо случавшейся с нацией. Этот разрушительный инцидент унес жизни сотен людей, оставив неизгладимый шрам в коллективной памяти народа. Это было мрачное стечение обстоятельств, когда по жестокой иронии судьбы мощный взрыв прогремел именно в тот момент, когда два поезда встретились на участке Аша-Улу-Теляк Транссибирской магистрали.
Катастрофа на Транссибирской магистрали — 4 июня 1989 года
Участок трассы, известный как 1710-й километр, с тех пор заслужил репутацию проклятого места. Можно задуматься, уместно ли окрестить место, где трагически погибло 575 или, по альтернативной оценке, 645 человек, в том числе 181 невинный ребенок. Однако крайне важно понимать, что поезда № 211 и 212 не должны были пересекаться по расписанию между деревнями Лемеза и Дон, но непредвиденные задержки изменили их предполагаемый курс. Следовательно, действительно ли вина за это бедствие может быть возложена исключительно на трагический несчастный случай?
Ответ отрицательный, поскольку основная причина этой катастрофы заключалась в утечке в соседнем нефтепроводе, отвечающем за транспортировку летучих газобензиновых смесей. Поздним вечером 3 июня 1989 года, когда давление в трубопроводе внезапно упало, ответственные лица не предприняли оперативных мер по устранению неисправности; вместо этого они увеличили подачу газа. Это злополучное решение привело к обширному выбросу бутана, пропана и других легковоспламеняющихся веществ, которые скопились в низменной местности. В 1:15 ночи по местному времени два поезда — один следовал из Адлера в Новосибирск, а другой двигался в противоположном направлении — оказались в эпицентре этого взрыва. Случайная искра воспламенила скопившийся газ, вызвав катастрофическую детонацию.
Сила взрыва была настолько велика, что от его ударной волны выбило стекла в городе Аша, расположенном в 11 километрах от места трагедии. Свидетели сообщали, что видели возвышающийся столб пламени, простирающийся на сотни миль вдаль. В общей сложности 11 вагонов поезда были насильственно сброшены с рельсов, причем 27 погибли в огненном аду как внутри, так и снаружи. На борту локомотивов находилось около 1300 человек, останки 200 из которых так и не были найдены. Более 600 пассажиров получили тяжелые ожоги и травмы, навсегда оставшись инвалидами.
Теперь, когда с той злополучной ночи прошло 34 года, очевидцы и жертвы продолжают хранить тягостные воспоминания об этом мучительном испытании. По этому торжественному случаю мы торжественно вспоминаем хроники этой ужасающей катастрофы, отдавая дань уважения ее павшим жертвам и доблестным героям, которые самоотверженно пожертвовали собой в доблестной попытке спасти других.
Задние вагоны злополучных поездов были мгновенно охвачены пламенем, превратившись в тлеющие угли вместе с ничего не подозревающими пассажирами, мирно дремавшими внутри. Бушующий огонь жадно поглотил 250 гектаров земли, не оставив после себя ничего, кроме обугленных останков, в то время как деревья были повалены в радиусе трех километров. Тяжелое положение, в котором находятся те, кто вынужден бороться с этим кошмаром, борясь за само свое выживание, непостижимо. Многие очевидцы вспоминают свой ужас, сравнивая оглушительный взрыв с началом самой войны.
Когда рано утром в те выходные стало известно о трагедии, бригады скорой помощи, воинские части и волонтеры собрались на месте крушения. Жители близлежащих городов поначалу были озадачены непрекращающейся вереницей вертолетов Ми-2 и Ми-8, парящих над головой.
Наталья Хуснутдинова, присутствовавшая в месте катастрофы, пережила трагедию. Наталье было 4 года. По ее словам, мама думала, что он погибла: по глазам бежала кровь, а кожа слезала с тела клочьями. Об этом женщина рассказала изданию Starhit. Несмотря на то, что Наталья пережила страшное, ей пришлось постоянно лечиться. До 16 лет она являлась инвалидом.