Мужчины имеют более высокий риск заболеть раком из-за «внутренних биологических различий», а не потому, что они больше едят, пьют и курят, утверждает крупное исследование
Мужчины в 11 раз чаще болели раком пищевода и в четыре раза чаще — раком желудка или горла.
Известно, что мужчины пьют и курят больше, чем женщины, но это не причина того, что у них более высокий риск развития рака.
Крупное исследование предполагает, что биологические различия являются реальной причиной неравенства между полами, пишет dailymail.co.uk.
Исследователи говорят, что понимание этих различий может помочь улучшить профилактику и лечение.
В исследовании приняли участие 300 000 американцев среднего и старшего возраста, у которых не было рака в течение 15 лет.
Вероятность развития заболевания у мужчин была более чем в два раза выше, чем у женщин, даже при исключении факторов образа жизни.
«Это говорит о том, что существуют внутренние биологические различия между мужчинами и женщинами, которые влияют на предрасположенность к раку», — сказала ведущий исследователь доктор Сара Джексон, эпидемиолог из Национального института рака.
Исследователи предположили, что различия в генах, гормонах и иммунной системе играют роль.
Около 182 000 женщин ежегодно диагностируют рак в Великобритании, а среди мужчин этот показатель увеличивается до 193 000.
В США рак ежегодно подтверждается у 970 000 мужчин и 928 000 женщин.
Исследователи из NCI изучили показатели 21 типа рака у 171 274 мужчин и 122 826 женщин.
Участникам было от 50 до 71 года, и их записи отслеживались в период с 1995 по 2011 год.
Результаты, опубликованные в журнале CANCER , показывают, что у мужчин был обнаружен 17 951 рак, а у женщин — только 8 742.
Показатели рака щитовидной железы и желчного пузыря были выше среди женщин, но распространенность всех других видов рака была выше среди мужчин.
Они не рассматривали виды рака, зависящие от пола, такие как рак матки или рак предстательной железы.
Мужчины в 11 раз чаще болели раком пищевода и в четыре раза чаще — раком желудка или горла.
У них также в три раза больше шансов диагностировать рак мочевого пузыря.
Дальнейший анализ показал, что мужчины по-прежнему более склонны к развитию рака в целом, если учитывать другие факторы риска, такие как курение, употребление алкоголя и воздействие канцерогенов.
Ученые ранее указывали на более высокие показатели курения, потребления алкоголя и воздействия химических веществ, таких как асбест, на фабриках.
Они также сказали, что мужчины могут реже обращаться за медицинской помощью.
Ученые предположили, что мужской половой гормон тестостерон может увеличить вероятность рака кожи, предстательной железы и печени среди мужчин, способствуя росту клеток.
Между тем, по их словам, у женщин, по-видимому, более сильный иммунный ответ против онкогенных инфекций — тех, которые могут вызывать рак, таких как гепатит и ВПЧ, — что может снизить риск развития некоторых видов рака по сравнению с мужчинами.
И исследования показывают, что у женщин есть дополнительная копия генов, защищающих от рака, по сравнению с мужчинами, что может обеспечить им дополнительную защиту.
Руководитель исследования доктор Сара Джексон, эпидемиолог из Национального института рака, сказала: «Наши результаты показывают, что существуют различия в заболеваемости раком, которые не объясняются только воздействием окружающей среды».
Сегодня ученые призвали Национальную службу здравоохранения предложить всем больным раком генетическое профилирование, чтобы определить, какие лекарства будут наиболее эффективны против их опухоли.
Согласно согласованному заявлению Института исследования рака (ICR) и девяти других организаций, британцам следует предлагать тесты на биомаркеры, как только им будет поставлен диагноз, чтобы определить их уход и отслеживать, как развивается их болезнь.
Тесты ищут генетические, белковые или визуализирующие «маркеры», которые выявляют слабые стороны рака и могут сопоставлять пациентов с лечением, на которое они, скорее всего, реагируют.
Крайне важно, чтобы медики могли использовать эти тесты, но «нормативные процессы и ресурсы не поспевают за наукой», поэтому они не всегда проводятся.
Заявление также подписали Cancer Research UK, Ассоциация британской фармацевтической промышленности, AstraZeneca и Leukemia UK.
Группа призвала к генетическому профилированию при постановке диагноза и через регулярные промежутки времени, чтобы оно стало «стандартом» в NHS, чтобы пациенты получали индивидуальное лечение.
По их словам, тесты на биомаркеры должны разрабатываться вместе с лекарствами от рака, а правила должны быть реформированы, чтобы их было намного легче оценивать и одобрять для использования.
Ученые признают, что делать и разрабатывать тесты дорого, но говорят, что для службы здравоохранения было бы более рентабельно нацеливать терапию на тех, кто, скорее всего, ответит.
Салли Хейтон, 57 лет, из Манчестера, кашляла в начале 2013 года, но врачи сказали, что ей не о чем беспокоиться после сканирования легких.
К ноябрю она начала терять зрение на правый глаз. Окулист направил ее в отделение неотложной помощи, где врачи больницы обнаружили у нее рак легких 4 стадии, а за глазом развилась вторичная опухоль.
Мисс Хейтон сказала: «Это был полный шок. Мне было 49 лет, и я никогда не курила».
Ей сказали, что ей осталось жить всего 10 месяцев, но образец ее ткани отправили в лабораторию для проверки на биомаркеры.
Результаты показали, что у нее была мутация в гене ALK. Это означает, что г-же Хейтон можно было подобрать целевое лечение, которое работало более четырех лет.
Затем ее перевели на другое таргетное лечение, которое она принимает уже более трех лет.
Г-жа Хейтон добавила: «Тестирование биомаркеров может изменить жизнь. До того, как я начала таргетное лечение, у меня была химиотерапия, и разница в побочных эффектах была огромной.
«Важнейшее тестирование биомаркеров становится мейнстримом. Если мутация проявится с помощью специального лечения, доступного для нее, это может дать людям дополнительные годы и более высокое качество жизни».
Профессор Кристиан Хелин, исполнительный директор ICR, сказал: «Мы считаем, что каждый больной раком должен иметь возможность молекулярного профиля своего рака для оценки биомаркеров, которые могут дать жизненно важные подсказки о том, как лучше всего лечить его болезнь.
«Тесты биомаркеров могут направлять лечение именно тем пациентам, которые получат наибольшую пользу, что может как улучшить жизнь пациентов, так и повысить экономическую эффективность лечения для NHS.
«Важно, чтобы правила, регулирующие клинические испытания и утверждение новых тестов и методов лечения, шли в ногу с быстро развивающейся наукой.
«В настоящее время может быть сложно разработать, утвердить и сделать доступными для пациентов новые тесты на биомаркеры. Это, в свою очередь, может помешать компаниям и ученым разработать новые биомаркеры для лечения в будущем».