Специалисты исследовательского центра FABAP, Сицилия, изучили три кожаных обуви.
Они были найдены в доме Микеланджело и, как полагают, принадлежали ему.
По замерам кожаных туфель оценили рост художника.
По сегодняшним меркам Микеланджело был невысоким, но в свое время был довольно средним.
Микеланджело, возможно, был титаном искусства в период Высокого Возрождения, но лично итальянский скульптор, художник и архитектор мог оказаться на удивление невысоким.
Эксперты из Исследовательского центра судебной антропологии, палеопатологии и биоархеологии (FABAP) на Сицилии изучили обувь, которая, как считается, принадлежала художнику.
Они обнаружили, что рост художника, известного своими работами, включая скульптуру Давида и картину Сикстинской капеллы, не превышал 5 футов 3 дюйма.
Это первая попытка оценить физические характеристики великого художника на основе измерений личных вещей, пишет dailymail.co.uk.
Исследование провели палеопатолог Франческо Галасси и судебный антрополог Елена Варотто из исследовательского центра FABAP.
Дуэт изучил три туфли, оставленные в доме Микеланджело во Флоренции после его смерти - пару кожаных туфель и единственную кожаную туфлю - и сохраненные для потомков вместе с собственностью внучатым племянником художника, Микеланджело Буонарроти Младшим.
(Одинокая туфелька, как сообщается, была украдена из музея Каса Буонарроти 14 января 1873 года.)
Тот факт, что все три предмета обуви - а также, предположительно, отсутствующий тапочек в паре - были одного размера, предполагает, что все они были одеты одним мужчиной, и долгое время считалось, что их носил сам Микеланджело.
Однако команда признала, что также возможно, что они могли принадлежать другому человеку в доме художника, например, современному члену семьи или даже потомку.
Команда использовала ранее установленную формулу для оценки роста по размерам стопы - как по длине, так и по ширине.
В среднем обувь была около 8,7–9,1 дюйма (22–23 см) в длину.
Основываясь на своих измерениях, дуэт пришел к выводу, что рост Микеланджело (или, по крайней мере, владельца обуви), вероятно, составлял около 5 футов 3 дюйма или 160,3 сантиметра.
Хотя для современного европейца это могло бы показаться несколько низким, такой рост был бы довольно средним для человека вроде Микеланджело, жившего в конце 15 - начале 16 веков.
«Такое среднее значение совместимо со средним значением для хронологического периода от Средних веков до Возрождения», - писали эксперты в своей статье.
Подобные исследования помогают нарисовать картину того, каким был Микеланджело в жизни, без необходимости прибегать к более крайним мерам.
«Эксгумация, включающая полный антропологический и палеопатологический анализ останков Микеланджело <…>, может, наконец, подтвердить точность нескольких гипотез о его телесных и патологических особенностях», - отметили исследователи.
Анализ произведений Микеланджело и портретов художника позволил предположить, что к концу жизни он был слабым здоровьем и, вероятно, страдал от подагры, отравления свинцом и тяжелого артрита в руках.
Однако они признали, что такое исследование «оспаривается этическими аспектами и возможными мотивами, что делает его нереалистичным в ближайшем будущем».
В настоящее время исследователи также работают над исследованием отпечатков пальцев Микеланджело, которые, как они надеются, проливают больше света на физические характеристики великого художника.
Полные результаты исследования были опубликованы в журнале Anthropologie .
Что мы знаем о мастере возрождения Мишеланджело?
По данным Национальной галереи в Лондоне, Микеланджело Буонарроти, живший с 1475 по 1564 год, был первым художником, признанным современниками гением.
Он был живописцем на панно и фресках, а также скульптором, архитектором и сочинителем сонетов.
Он был единственным художником, о котором при жизни заявляли, что он превзошел античность.
Он родился в Капрезе в 1470-х годах и обучался сначала как художник у Гирландайо, а затем как скульптор под патронажем Лоренцо Медичи.
В 1496 году, уже известный как скульптор, он отправился в Рим, где вырезал «Пьету» для собора Святого Петра.
Вернувшись во Флоренцию в 1501 году, он начал работу над множеством скульптурных и живописных проектов, большинство из которых остались незавершенными.
В 1505 г. он был вызван в Рим, чтобы начать работу над скульптурной гробницей Папы Юлия II, проект, который преследовал его до 1545 г.
С 1508 по 1512 год он расписал свод Сикстинской капеллы сценами из Ветхого Завета, от сотворения мира до истории Ноя.
Сразу же прославленный потолок Сикстинской капеллы с его бесчисленными фигурами в сложных извилистых позах и ярким использованием цвета является главным источником стиля маньеризма.
Хотя он всегда считал себя флорентийцем, Микеланджело большую часть своей жизни прожил в Риме, где и умер в возрасте 88 лет.