Вполне возможно, что скоро в рабочем поселке Линево будет только одна остановка общественного транспорта. А остальные, если их не оборудуют по всем правилам, перевозчики исключат из маршрутов.
Поселок Линево – один из самых крупных населенных пунктов района, в нем проживает более двадцати тысяч жителей. По сложившейся за много лет традиции общественный транспорт для удобства пассажиров делает несколько остановок после въезда в поселок, высаживая людей. Вот только места эти не оборудованы должным образом, пишет "Искитимская газета".
Вопрос в том, кто должен их обустроить: местная власть, районная администрация или областной Минтранс? Пока же, как в басне Крылова, «в товарищах согласья нет», а потому и остановочные пункты вроде как есть, во всяком случае, много лет автобусы и маршрутные «ГАЗели» высаживают пассажиров в местах, которые считаются остановками. Но, с другой стороны, их словно и нет: там отсутствуют павильоны (за исключением у рынка на улице Листвянской) и дорожные указатели. И в таком «подвешенном», полулегальном состоянии они находятся уже много лет. А пассажиры и водители против своей воли оказываются в роли экстремалов: одни, покидая салон, высаживаются практически на дорогу или чуть ли не под колеса машин, занимающих «карманы», других инспекторы ГИБДД вправе оштрафовать за несанкционированную остановку.
Письмо в редакцию от водителей
Попытку разобраться в этой странной и запутанной ситуации предприняли после того, как к журналистам обратились водители маршрута №552 «Линево-Искитим» с письмом:
«В р.п. Линево на автобусных остановках отсутствуют знаки «Автобусная остановка», в связи с этим «карманы» для высадки пассажиров заняты легковыми автомобилями, водителям приходится высаживать пассажиров на проезжую часть. Остановка «Рынок» полностью занята двумя фирмами такси, что затрудняет подъезд общественного транспорта. Нарушаются правила безопасности перевозки пассажиров. Администрация р.п. Линево и администрация Искитимского района в курсе проблемы, но ситуация не меняется. Просим решить нашу общую проблему».
Подписал это обращение 21 водитель общественного транспорта.
Нет знака, нет нарушения?
Начальник отделения ГИБДД по Искитимскому району Алексей Чулков пояснил, что в Федеральном законе о безопасности дорожного движения сказано: организация дорожного движения возложена на органы местного самоуправления. Они же устанавливают знаки, в частности, определяющие место остановки общественного транспорта. Если знак есть, то стоящий под ним автомобиль нарушает правила. Но на остановке «Рынок» в Линеве он отсутствует, поэтому сотрудник ГИБДД не может выписать водителю такси штраф.
Алексей Чулков посоветовал обратиться к владельцу дорог, который должен оборудовать остановочные пункты по всем правилам.
На письменный запрос редакции из администрации рабочего поселка Линево был получен ответ, подписанный главой Яковом Ландайсом: «На территории р.п. Линево нет маршрутов местного значения, в соответствии с 131 ФЗ обслуживание маршрутов межмуниципального транспорта относится к компетенции района. Администрация р.п. Линево не составляла и не согласовывала маршруты передвижения пассажирского транспорта на территории р.п. Линево. За информацией о схеме движения пассажирского транспорта и расположения остановок вы можете обратиться в администрацию Искитимского района».
Получается, что раз маршрут принадлежит району, значит, ему и остановки оборудовать на линевской земле? Насколько известно, в других населенных пунктах эта проблема решается иначе. Например, в деревне Михайловка Гилевского сельсовета остановочный пункт благоустроен по всем правилам на средства местного бюджета. Или в деревне Харино Усть-Чемского сельсовета. Конечно, в небольших населенных пунктах требуется всего одна остановка. Но и территория-то их значительно меньше поселка Линево.
Кто обустроит остановку?
Из администрации района письменный ответ на запрос редакции еще не пришел. Но вопрос «Об обустройстве улично-дорожной сети р.п. Линево и по оборудованию остановок и установке необходимых дорожных знаков на территории данного муниципального образования» был включен в повестку дня очередного заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения администрации Искитимского района. Оно состоялось 25 ноября. К сожалению, ясности обсуждение не очень-то добавило.
Глава рабочего поселка Линево Яков Ландайс пояснил, что по поселку автобусных маршрутов нет, утвержден только один «Искитим – Линево», следующий до рынка на улице Листвянской. А там остановка есть. По Линево курсируют служебные автобусы промышленных предприятий, но схемы их движения с администрацией не согласованы.
Заместитель председателя комиссии, главный государственный инспектор филиала СибУГАДН Василий Басюк на это заметил: «Ваша позиция нам понятна. Предлагаю к декабрьской комиссии администрации района подготовить реестр маршрута, утвержденный Минтрансом Новосибирской области. На следующем заседании рассмотрим, какие там указаны остановочные площадки».
Маршруты межмуниципального сообщения утверждаются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. В реестре перечисляются все пункты, где автобус обязан останавливаться для посадки и высадки пассажиров. По предложению заместителя председателя комиссии инспекторы ГИБДД проведут обследование, если выявят нарушения (в реестре остановка есть, но не обустроена), то выдадут предписание по ее оборудование. Но если в перечне не окажется этих остановочных пунктов, то предписание о том, что остановка в данном месте запрещена, получат перевозчики. И соответствующая статья за посадку и высадку пассажиров в неустановленном месте есть в Кодексе административных нарушений.
...а накажут водителей и пассажиров
Выходит, в этом случае «крайними» окажутся нарушители-перевозчики и жители поселка, лишившиеся привычных остановок.
Такой сценарий развития событий вполне реален. Если остановки есть в реестре, глава муниципалитета может обратиться в министерство транспорта с просьбой выделить средства на их обустройство. И в случае отказа направить туда письмо с просьбой исключить их из перечня в связи с отсутствием денег на их оборудование.
А что делать, если остановочный пункт в реестре не указан, но остановка в этом месте востребована людьми, жителями поселка? Если эти расходы не по карману местному бюджету, то может ли финансово помочь район или область?
Делать вывод о том, что властям остановочные пункты проще убрать, чем оборудовать, пока рано. Дождемся декабрьского заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Остается уповать на то, что область, район и поселок найдут совместное решение проблемы, учтя интересы жителей поселка, и достигнут согласия.