В бердском историко-художественном музее 12 октября митрополит Новосибирский и Бердский Тихон рассуждал о межнациональном и межрелигиозном согласии в России. Он ответил на вопросы собеседников, в числе которых «Должна ли вмешиваться церковь в дела государства?».
Глава новосибирской епархии отметил, что сейчас православная церковь ведет большую просветительскую работу. Она касается не только духовного воспитания, но и духовной культуры, чтобы люди получили знание «о своей родной истории».
Митрополит прибыл в Бердск одновременно с поездом "За духовное возрождение России", где есть вагон-храм и медицинский вагон. Встреча поезда на бердском вокзале, как сообщал "Курьер. Среда. Бердск" сопровождалась давкой. Хотя не обошлось без хороводов и традиционного каравая.
Про любовь
Без жертвенности нет крепкой семьи, утверждает владыка.
- Сейчас размыты духовно-нравственные ценности, поэтому преподаватель должен уметь своим ученикам объяснить ключевые жизненные слова, которые определяют мировоззрение человека, - убежден митрополит Тихон. - Например, что такое любовь. Мы любовью все называем. Люблю картошку, люблю маму, люблю Родину. Суть одна, а значения разные.
По мнению священнослужителя, в разговоре с детьми в слово «любовь» нужно вкладывать духовный, идеологический смысл. Митрополит привел пример: 12 октября, когда в Бердск приехал православный поезд, в первую очередь священники и чиновники возложили цветы к Вечному огню на Мемориале Славы. «Потому что самая высшая любовь — жертвенная», пояснил владыка.
- Не будет никогда нормальной крепкой семьи, если супруги не будут жертвовать собой ради семьи. Женщина должна готовить каждый день, стирать, убирать для своих детей и мужа. Если она не будет жертвовать, все развалится. Любовь - это терпение, сострадание, сочувствие, взаимопонимание, прощение, - высказался глава митрополии.
Про счастье
- От счастья зависит цель и смысл жизни. Если посмотреть этимологию этого слова, счастье - это быть с частью. Это часть от общего благополучия. Не может человек быть счастливым один. Когда вокруг меня счастливые люди и я счастлив. Это не зависит от экономики или сколько я колбасы или хлеба съедаю в день. Не в этом счастье. Счастье - жить с людьми счастливыми, - наставлял владыка.
Автор видео Елена Белоусова
Про Толстого и Лихачева
- Наши классики - все христианские писатели. Некоторые не знают Достоевского, не знают Толстого. А какие нравственные произведения он писал. Читаешь, и это действительно учитель народный. И Достоевский, и Гоголь. А академик Дмитрий Лихачев. Его книга «Мысли о жизни. Письма о добром». Посмотрите, как он пишет. Почему человек должен быть носителем и служителем добра? Простыми словами все это сказано. А дети наши этого лишены. С письмами Лихачева можно прийти к человеку любой национальности, любой религии, и он тебя поймет. Все религии говорят об одном, все религии говорят о почитании родителей. Любое общество начинается с почитания своих родителей. Если этого нет, никакой нравственности не может быть. Из мелочей складывается личность самого человека и взаимопонимание в обществе.
Про гармония между государством и церковью, религией и политикой
- Гармонию пытается создать Конституция, которая провозглашает, как должны строится отношения между церковью и государством. Невмешательство во внутреннюю жизнь друг друга, но в то же время должно быть сотрудничество. А как мы видим это? Мы говорим: в политику вмешиваться не надо, но нравственную оценку всем деяниям политическим обязательно надо давать. Поэтому сказать, чтобы церковь молчала и не лезла нигде, неправильно. Например, на Западе узаконивают однополые браки. Это политическое деяние, но мы должны дать нравственную оценку. Патриарх заявляет: нельзя приравнивать однополые браки к нормальной семье. Нравственно - это неправильно. Это грех и извращение, и с законом Божьим это не согласуется. Там написано: никто из мужеложников не наследует царствия небесного. И если мы будем это воспринимать, как норму жизни, мы будем деградировать как Божьи личности.
Владыку спросили, насколько благополучна ситуация в межрелигиозных, межнациональных отношениях в Бердске?
- Есть трения. Например, во времена советской власти все религии жили мирно и спокойно, в одинаково угнетенном состоянии. Когда началась перестройка, некоторые конфессии захотели расшириться за счет своих соседей. И поэтому с Запада к нам приехали и стали строить свои храмы, молитвенные дома. Но не все эти религии несут благо. Хлынули в том числе и деструктивные секты. Особенно пострадал Академгородок. Была секта «Семья», где дети сожительствовали с родителями. Мы ее еле-еле вытеснили. У государства даже нет сведений, потому что приехали несколько тысяч религиозных направлений. Мы консультируем государство. У нас создан информационный центр, где мы 25 лет собираем эти сведения. С традиционными религиями, которые перечислены в нашей Конституции, стараемся строить нормальные, а там, где ненормально, мы заявляем прямо, без боязни, что это послужит во вред нашему народу.
http://www.kurer-sreda.ru/2016/10/13/257478-mitropolit-tix…stvie-nebesnoe