11 детей воспитывает семья из Искитима
09:12
15.01.2016
Как полюбить чужих детей и стать для них опорой в жизни? Школу такого обретения успешно прошла Ирина Игнатьева из Искитима, в её семье с пятью родными детьми воспитываются шесть приёмных.
[caption id="attachment_39989" align="aligncenter" width="560"] Изнатьевы воспитывают 5 своих и 6 приемных детей[/caption]Родовое гнездо
38-летняя Ирина Алексеевна и 50-летний Вячеслав Леонорович познакомились 15 лет назад. Можно сказать, это была любовь с первого взгляда. Вячеслав удочерил дочь Ирины, а когда умерла его бывшая супруга, они забрали и двух его родных дочерей. В новом браке у них родились ещё две дочки. А в августе этого года будет пять лет, как супруги стали приёмной семьёй, забрав на воспитание шестерых детей, оставшихся без попечения родителей, пишут "Ведомости Заксобрания"
Эта семья на улице Алтайской в Искитиме давно живёт под двумя крышами. «Этот дом моего деда, — рассказывает Ирина Алексеевна. — А половину дома рядом мы уже купили: нас больше становится, и сейчас будем эти два дома соединять, так нам и психологи рекомендуют, чтобы всем детям было комфортно. А пока в этом доме ночуем мы с мужем и мальчиками — им нужен постоянный контроль. В том доме спальни для девочек и няни. С нами уже 12 лет живёт моя тётя Наталья Суворова — дядя умер, и она перешла к нам. Родных и приёмных детей помогает нам поднимать».
Ирина гордится, что сохранила родовое гнездо, куда всегда могут собраться её родственники и дети, свои и приёмные. «Очень важно иметь такое место, где можно получить поддержку, что бы в жизни ни случилось», — уверена она. Старшая дочь Вячеслава и Ирины замужем, живёт с мужем отдельно и скоро порадует родителей наследником. Ещё две дочки учатся в Новосибирске и приезжают домой на каникулы. Так что постоянно в семье живут восемь детей, все школьники, кроме маленькой Светы, которой в феврале исполнится четыре года. У семьи — участок земли, где выращивают овощи и картофель. На усадьбе — новая двухэтажная баня. В домах — пластиковые окна, на полу — новый линолеум, на стенах меняются обои. Ремонт и строительство не прекращаются. У хозяина — умелые руки, он не только усадьбу благоустраивает, но иногда и мебель мастерит на заказ: из-за предстоящей операции пока с постоянной работы пришлось уволиться. Мальчишкам в этом доме всегда интересно с отцом.
«Я с детства хотела иметь много детей, — признаётся хозяйка дома. — Мне кажется, я даже в школе училась хорошо для того, чтобы потом перед своими детьми не было стыдно».
Диванный проект
О приёмных детях Вячеслав и Ирина сначала не думали. Но они стали помогать обустраиваться детям-сиротам, получившим после выхода из детдома полагавшееся им по закону жильё. Находили спонсоров, готовых купить новую мебель, или просто желающих отдать сиротам старую, ещё добротную, и отвозили её выпускникам детдомов на своей машине. Так новосёлы обретали диваны, а то многие приходили в новую квартиру, бросали куртки на пол и на них спали. С помощью друзей и неравнодушных людей удалось не только обустроить немало сирот, но и добиться для них жилья.
- Сначала мы познакомились с Сашей Гогловым, выпускником Дорогинского детдома, — вспоминает Ирина. — Он уже был женат, у них с женой Женей родилась дочка Сашенька, страдавшая от ДЦП. Гоглов стал первым сиротой в России, который получил жильё не там, где ему полагалось — в Черепановском районе, а там, где было нужно, чтобы лечить дочь — в Искитиме. Когда вышел федеральный закон с такой поправкой, мы ему как раз собрали все документы, и Гогловым дали не студию, а хорошую однокомнатную квартиру. Мы стараемся, чтобы сироты получили все положенные им льготы, чтобы их не обидели, помогаем им устроиться на работу.
Ирина Алексеевна не ответила на вопрос, зачем они это делают, увлёкшись вместе с маленькой Светой демонстрацией фото на компьютере. Вот муж собирает мебель в квартире девочки-сироты, она одна, некому было повесить шкаф. Вот ещё одна выпускница детдома Анечка, одна воспитывает дочь, помогли ей устроиться на работу и тоже купить диван. До родов Ирина Игнатьева была успешным бухгалтером, одно время подрабатывала, оказывая и юридические услуги. Может, поэтому ещё у неё получалось решать проблемы сирот? Когда я спрашиваю, почему не просила помощи для своей семьи, Ирина спокойно отвечает:
- Мы не нуждаемся. Кому-то хуже всегда. Одежду от знакомых мы, конечно, с удовольствием принимаем, девчонки у меня отлично шьют, всё могут для себя смастерить. А строимся в кредит: берём, рассчитываемся, снова берём.
Вячеслав Леонорович поддерживает жену: «Потихоньку сами делаем. Была возможность — помогали выпускникам детдомов. Но сейчас машину продали — пешком не находишься». Семиместную «Тойоту» они продали, чтобы построить баню. Спрашиваю хозяина дома, разделяет ли он потребность жены иметь в семье приёмных детей. «Мы долго думали об этом, сначала я против был, — не скрывает Вячеслав. — А потом всё само закрутилось. Уже и не замечаю трудностей, ну, бегают дети и бегают, одного похвалишь, другого поругаешь, как в обычной семье».
За помощью Ирина обратилась однажды в благотворительный фонд, и оттуда прислали психологов, очень, по её словам, грамотных, которые им сильно помогли. Посоветовали, как стать ресурсной семьёй, чтобы дальше пополняться. Если раньше они все вместе делали только уроки, то теперь больше совместных семейных мероприятий: играют в фанты, русское лото, рисуют, устраивают праздники, готовят еду.
«И отношения в корне изменились, — довольна мама. — Если раньше была иерархия — дети—взрослые, то теперь мы со Славой стали, пожалуй, для детей больше друзьями». — «У вас же огород и ремонт тоже общее дело». — «Труд полезен, но на огороде мы особо не напрягаемся. У каждого своя грядка, вышли — полили. Прополка тоже полчаса-час занимает».
Дневник для конкурса
В прошлом году Ирина Игнатьева участвовала в общероссийском конкурсе «Дневники приёмных семей», который проводил фонд Тимченко. Было собрано свыше 400 дневников со всей страны, с которыми потом можно было познакомиться в Интернете. Это был обмен опытом, особенно полезный для начинающих приёмных семей.
«Я написала абсолютную правду, как было сложно стать приёмными родителями, а потом с удовольствием почитала другие дневники», — говорит Ирина. В их семье инициатором приёма детей стала дочка Лиза, учившаяся в одном классе с Серёжей, оставшимся без попечения родителей. Узнав это от учительницы, Лиза стала просить, чтобы её родители забрали Серёжу, даже отказывалась есть, объясняя это тем, что в детдомах дети тоже голодают… Ирина пыталась объяснить дочери, что «Серёжа — не рукавица, сегодня заберём, а завтра ты скажешь: уведите его обратно».
После недели споров отец решил, что ребёнка надо забрать. Но в детдоме выяснилось, что у Серёжи есть ещё брат Лёнька и сестричка Ульянка. Ну не разлучать же детей! За три дня (!) с помощью друзей они сделали авральный ремонт: от них требовали, чтобы окна были пластиковые, печка — на четыре конфорки, а стиральная машина — не менее чем на 6 кг белья. Всё успели и «побежали скорей по магазинам, чтобы Серёга 1 сентября пошёл в школу красивым».
«Сначала была эйфория, хотелось весь мир обнять, — улыбается Ирина Алексеевна. — Казалось, это такое благодатное дело — воспитывать сирот. Им ничего не надо, покормил вкусно, обнял, приголубил, поучаствовал… Не тут-то было». Тогда ещё не было школы приёмных родителей, как сейчас, но специалисты, занимающиеся судьбой сирот, советы дали. Предупреждали, например, что кровные и приёмные дети могут конфликтовать. Но к этому Ирина была готова. Такое в семье уже было, когда они забрали Славиных дочерей. Когда одна из старших девчонок заявила, что не будет жить с сестрой и лучше в детдом уйдёт, мама обеих возила туда и показывала, как там дети живут.
С приходом в дом сирот бедой стала четырёхлетняя Ульянка, у которой из-за дистрофии не хватало половины массы тела (весила всего 8,6 кг!).
«И вот эта кроха, три волосинки, вот такие глаза, ручки, до которых дотронуться было страшно, вцеплялась с такой силой в своего братика Лёню и так его била, что мы еле оттаскивали, — с волнением рассказывает мама. — А Лёня спокойный, он первое время и разговаривал шёпотом, только плакал и сдачи не мог дать…Ульяна очень сложно адаптировалась, столько в доме штор порезала на цветочки».
«И что помогло?» — «Терпение. В один прекрасный момент всё кончилось. Я, правда, измучилась… Но в этой-то муке и рождается любовь к ребёнку, приходит понимание, что в принципе он никому, кроме тебя, не нужен. Любовь, которая сострадает, жалеет, а не просто уси-пуси. Сейчас Ульяна во втором классе, достаточно успешная девчонка, занимается ещё в музыкальной школе, поёт». Ирина добавляет, что у неё никогда не было мысли отказаться от приёмного ребёнка. Да и муж, который её во всём поддерживает, никогда не позволил бы это сделать.
Детей предавать нельзя
С удивлением узнаю, что Ирина Алексеевна хочет заняться адаптацией выпускников детдомов, которые хоть и получают квартиры, но не приспособлены к самостоятельной жизни. «Было бы идеально, если бы их на время брали после детдома в семью. Поэтому если мы когда-нибудь выкупим вон те полдома рядом, я обязательно организую социальную гостиницу для сирот, — планирует она. — Это мой город, я его люблю и не хочу, чтобы здесь воровали, дрались. Эти дети — из группы риска, а я могла бы трёх-четырёх человек адаптировать к реальной жизни. Сейчас в Искитиме 23 приёмные семьи, у нас мало детей уходит в детдома».
Старших приёмных детей, братьев Ваню и Славу, которые учатся в девятом классе, супруги забрали, когда мальчики три года прожили в другой приёмной семье, а потом их решили снова отдать в детдом. А теперь та приёмная мама написала заявление, что дети ей вообще не нужны, и просит забрать у неё ещё шестерых приёмных ребят. Ирина Игнатьева предложила мужу взять и этих «отказников», а самому тоже оформиться воспитателем, как и она. Супруг согласился. «Не многовато?» — с сомнением смотрю на Ирину и Вячеслава. «Эти шестеро — по паре братья и сёстры. Они не один год жили под одной крышей, ели за одним столом. Как их сейчас разлучать? Тем более, сначала родная мать предала, потом приёмная… Детей нельзя предавать», — твёрдо отвечает Ирина.
Они уже получили согласие на приём в семью этой шестёрки. В новогодние праздники супруги в рассрочку купили новую мебель. При содействии «Ведомостей» Ирина Алексеевна обратилась за поддержкой к депутатам заксобрания по Искитимскому району и Искитиму Андрею Шимкиву и Анатолию Григорьеву. Кто бы помог им быстрее соединить два дома переходом? Мама мечтает сделать здесь ванную, туалет и большой холл для семьи.