Над МУП «ЦПАТП» нависла реальная угроза. Кредиторская задолженность предприятия на сегодняшний день достигает 30 миллионов рублей. А тот факт, что себестоимость проезда почти на треть превышает установленный государством тариф, означает, что долги в дальнейшем будут только накапливаться. Без поддержки правительства Новосибирской области это транспортное предприятие может прекратить свое существование в самое ближайшее время, пишет "Конкурент".
Долги за транспортным предприятием тянулись еще где-то с 2006 года. Причем задолженность исчислялась десятками миллионов рублей. В основном это была кредиторская задолженность перед госструктурами – налоговой и пенсионным фондом. Перед пришедшим в 2013 году новым директором Сергеем Шевченко тогда стояла задача эту задолженность сократить. Но как оказалось, делать это непросто, если государство отказывается оказывать должную поддержку муниципальному предприятию.
- Необходимо понимать, что пассажирские перевозки априори убыточные, если соблюдать все необходимые требования нормального предприятия. Если начислять «белую», а не «серую» зарплату, если платить все необходимые налоги и взносы, если следить за техническим состоянием, а следовательно, и безопасностью подвижного состава, то без поддержки со стороны государства просто невозможно обойтись, - уверен директор МУП «ЦПАТП» Сергей Шевченко.
В первое время кредиторскую задолженность действительно удавалось гасить. Но спустя несколько лет областной и городской бюджеты оскудели и «ЦПАТП» вновь начало тонуть в долгах. Усугубляло ситуацию и то, что автопарк в последний раз заметно обновлялся только в 2013 году и на сегодняшний день его изношенность превышает 80%.
- С каждым годом на поддержание нормального технического состояния автобусного парка требуется все больше сил и денег, - говорит Сергей Шевченко. – Мало того, что автобусы ломаются чаще и чаще, так и цены на запчасти постоянно растут.
Очередным ударом по «ЦПАТП» стало закрытие путепровода, который соединяет две половины нашего города. В результате изменения схемы движения автобусов себестоимость проезда увеличилась до 26 рублей 20 копеек. Притом, что тариф, установленный областным правительством, составляет всего 19 рублей. Причем эта ситуация не нова. Так, с февраля 2013 года до февраля 2015 года тариф на проезд был 17 рублей, а средняя себестоимость одного билета тогда составляла 19,17 рублей. Почему Искитим скоро может остаться без автобусов?При учете, что за эти два года предприятие перевезло 10,5 миллионов человек, только за этот период «ЦПАТП» потерял более 28 миллионов рублей.
Нельзя сказать, что этих проблем никто не видит, и их не замечают. Представители Департамента по тарифам не раз бывали на предприятии и соглашались с тем, что ему необходима помощь. Но пока необходимой помощи не последовало.
- В прежние годы нам помогала администрация Искитима, но в этом году на их поддержку рассчитывать не приходится, - говорит Сергей Шевченко. – В бюджете города на этот год просто нет строчки о поддержке «ЦПАТП».
Сегодня и на предприятии, и в администрации Искитима понимают, что если не будет оказана срочная помощь, то наш город просто лишится пассажирского сообщения. Уже в ближайшее время счета «ЦПАТП» могут быть арестованы, что приведет к банкротству. И те и другие регулярно пишут письма на областных чиновников. После последней сессии искитимские депутаты вновь направили на имя губернатора письмо, в котором указано, что МУП «ЦПАТП» с текущими долгами может прекратить свое существование уже к концу года. Собственно, повторяется судьба соседних городов и районов нашей области, где муниципальные пассажирские предприятия были доведены до банкротства. Некоторые пытаются возродить их вновь, но на это необходимо огромное количество денег и сил.
- Сегодня на предприятии работает 213 человек, у которых есть семьи, есть финансовые обязательства, - говорит Сергей Шевченко. – Обанкротить предприятие – это не просто лишить муниципального транспорта город, но и лишить каждого из этих людей работы. В результате в Искитиме не избежать социального взрыва.
Уже сегодня предприятие вынуждено просить рассрочки у компаний, предоставляющих топливо, на что те не очень-то охотно идут. В конечном счете, денег на горючее может не оказаться и автобусы в один прекрасный день не выйдут на линию. Готов ли к этому Искитим? Готовы ли к этому искитимцы? Вероятно, только тогда областное правительство обратит внимание на предприятие и начнет действовать в соответствии с федеральным законом №112, который предусматривает компенсацию разницы между тарифом и себестоимостью проезда. А пока МУП «ЦПАТП» стоит на краю пропасти, провалившись в которую, выбраться будет практически невозможно.
А нынешний директор ПАТП раньше руководил ПАТП Бердска, которое тоже было доведено до банкротства)
Очень всё занятно...
Но пока у нас такое вряд ли возможно. Т.к. парк маршруток не так уж развит. Нужно больше машин, больше водителей. И в это тоже нужно вкладываться.
К примеру, с вечерних электричек на автобусе уехать нереально. Только на такси.
Хотя было время, когда специально подстраивали расписание автобусов под электрички. Даже под предпоследнюю из города. (Последняя всегда приходила поздно).