Декларационная кампания по доходам за 2014 год, находится в настоящий момент в таком состоянии, когда сделано уже достаточно много, но и за оставшиеся до конца текущего года время необходимо сделать не меньше, чтобы эта кампания принесла ожидаемые результаты.
По состоянию на 15.05.2015 в Инспекцию поступило 15 472 декларации по налогу на доходы физических лиц, что на 285 (или на 1,9%) деклараций больше, чем было получено на эту же дату в прошлом году. Из них 2 928 деклараций представили жители Искитимского района. В основном, почти 80% от всех деклараций, это декларации на возврат налога (2 299 человек). Сумма НДФЛ, заявленного к возврату из бюджета по этим декларациям 66 119 тыс. руб. Средняя сумма заявленного возврата в расчете на 1 декларацию составляет 29 тыс. руб.
Следует отметить, что суммы заявленных по декларациям возвратов НДФЛ из года в год возрастают. Так, по сравнению с прошлым годом, сумма налога к возврату из бюджета в целом по инспекции возросла на 10,5% или на 31 млн. руб. (с 293 млн. руб. до 324 млн. руб.).
Это характерно и для Искитимского района и свидетельствует как о росте благосостояния населения (больше покупают недвижимости, учат детей и т.д.), так и повышении налоговой грамотности населения.
Фактически на 15.05.2015 года возвращено из местного бюджета Искитимского района 24 121 тыс. руб.
Инспекцией уделяется большое внимание своевременности проведения камеральных проверок деклараций 3-НДФЛ. Учитывая социальную составляющую налоговых вычетов, для инспекции очень важной является задача по исключению из практики работы нарушения трехмесячного срока проведения камеральных проверок деклараций 3-НДФЛ, что может привести к несвоевременным возвратам НДФЛ из бюджета. Это позволит сократить количество обращений и жалоб физических лиц, снизит недовольство граждан и будет способствовать формированию положительного имиджа налоговых органов и государственной власти в целом. «Просроченных» деклараций в текущем году в инспекции нет.
К сожалению, рост по сравнению с прошлым годом пока прослеживается только по возвратам налога. Общая сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, самостоятельно заявленная налогоплательщиками в декларациях, составила в целом по инспекции на 15.05.2015 года 25,9 млн. руб., что почти в 2 раза или на 23,5 млн. руб. меньше суммы налога к доплате в декларациях по сравнению с прошлым годом (49,4 млн. руб.). Из них жителями Искитимского района представлено деклараций с суммами налога к доплате только 202 на сумму 2 254 тыс. руб.
Понимая, что налог на доходы физических лиц является основным источником формирования бюджетов муниципальных образований, Инспекция уделяет внимание изысканию дополнительных источников пополнения бюджета, прежде всего за счет этого налога.
Одним из таких источников является дополнительное привлечение к декларированию физическими лицами полученных доходов на основании сведений о потенциальных декларантах, поступающих из различных внешних источников.
Общее количество физических лиц, обязанных представить налоговую декларацию по доходам за 2014 год, на основании обработки полученных сведений из внешних источников составляет в целом по инспекции 6 387 человек, что на 10% (553 человека) выше аналогичного показателя за прошлый год. Почти 1000 из них – жители Искитимского района. Однако, представили декларации из числа обязанных только 629 человек (63%). Остальные 370 человек по состоянию на сегодняшний день не представили ни декларацию, ни пояснения по факту получения или неполучения доходов в 2014 году.
Такая ситуация не только в Искитимском районе, но и в целом по нашей администрируемой территории,да и в России. Это – объем работы для инспекции в рамках декларационной кампании до конца текущего года.
Для более эффективной организации работы по данному направлению ежегодно в адрес инспекции Управлением по Новосибирской области направляется информация, полученная на основании запросов направленных в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о физических лицах заключивших договоры отчуждения недвижимого имущества, переуступки прав требования по инвестиционным договорам, аренды, дарения.
Ранее (до 2014 года) на уровне области с Управлением Росреестра была достигнута договоренность о представлении таких сведений, как цена по сделкам купли-продажи недвижимого имущества, что значительно облегчало нашу работу и увеличивало ее эффективность. Однако, уже с 2014 года эта информация не представляется, что существенно осложнило работу по данному направлению.
В структуре основных доходов, подлежащих декларированию, наибольший удельный вес на протяжении последних лет от 35 до 45%. стабильно занимают доходы от реализации недвижимого имущества. Так по Искитимскому району из 2 254 тыс. руб. налога, подлежащего доплате в бюджет – 807 тыс. руб. или 36% приходится на декларации, представленные физическими лицами получившими доход от реализации недвижимого имущества.
Хотя по этому направлению у нас особых проблем не возникает, в тоже время до 100% мы не дорабатываем. Так, из 840 человек, жителей Искитимского района, о которых имеются сведения об отчуждении имущества, представили декларации только 377 человек (или 45%).
К числу доходных источников, наиболее проблематичных среди направлений дополнительного привлечения, относятся на наш взгляд также доходы от сдачи имущества в аренду.
Существенной проблемой является отсутствие полномочий у налоговых органов, по получению достоверной информации о фактах сдачи физическими лицами в аренду имущества и суммах полученных доходов в виде арендной платы. К сожалению, пока все попытки решить эту проблему, а именно получить информацию от агентств недвижимости, на уровне руководства области, даже с участием Правительства Новосибирской области и Мэрии г.Новосибирска результата не дали. Для городских территорий решение обозначенной проблемы возможно при введении законодательной обязанности по представлению в налоговые органы этих сведений агентствами недвижимости. Для сельских территорий, где сдача имущества в аренду часто оформляется без участия агентств недвижимости, считаем, что целесообразно наладить взаимодействие с представителями территориальных органов ФМС и МВД (службой участковых уполномоченных), с представителями муниципальных образований, с представителями жилищно-коммунальных служб в целях получения информации о физических лицах, уклоняющихся от декларирования доходов, полученных от сдачи имущества в аренду (субаренду).
Возможно, в финансовых органах района имеются сведения о договорах найма (поднайма) жилых помещений, заключенных с работниками муниципальных учреждений Искитимского района, такую информацию о физических лицах – арендодателях просим направить в инспекцию.
А пока потенциально возможные факты сдачи имущества в аренду определяются инспекцией самостоятельно по сведениям о наличии у гражданина более 3-х объектов собственности. По Искитимскому району это 177 человек, из них 148 имеют в собственности более 3-х квартир, 29 человек имеют в собственности нежилые коммерческие помещения. Однако, количество физических лиц по Искитимскому району, задекларировавших доходы, полученные от сдачи имущества в аренду в 2014 году совсем незначительное – 9 человек (6 деклараций по жилым помещениям, 3декларации по нежилым помещениям). При этом сумма налога с доходов от сдачи имущества в аренду, подлежащая доплате в бюджет составила только 76 тыс. руб.
Не менее важным источником дополнительного привлечения физических лиц к декларированию, могли бы стать доходы, полученные от продажи транспортных средств. Именно по этому направлению особенно важен качественный отбор налогоплательщиков для декларирования полученных доходов от продажи транспортных средств. Задача налоговых органов состоит в четком отборе для привлечения к декларированию физических лиц, занимающихся массовой перепродажей транспортных средств, а не тех, которые продают свой старый автомобиль, с тем, чтобы «добавить» и купить новый. Ведь в таких случаях физические лица, как правило, в «плюсе» не бывают. Однако, здесь возникают серьезные проблемы:
1) изменения в правилах регистрации транспортных средств привели к тому, что лица, занимающиеся массовой перепродажей транспортных средств, так называемые «перекупщики» или «гонщики», могут не регистрировать на себя автомобили, поэтому у инспекции нет информации о реальных объемах продажи;
2) стоимость автомобиля в справке-счете при оформлении договора купли-продажи указывается 10 тысяч рублей, независимо от марки, года выпуска и фактической цены продажи, соответственно налога при таком оформлении не возникает.
Таким образом, проблема привлечения к декларированию в отношении физических лиц, уклоняющихся от своих обязанностей по представлению деклараций, является очень актуальной.
Для ее решения, инспекция уже два года обращается в местные администрации с предложением рассмотреть вопрос об оказании нам содействия по привлечению физических лиц к декларированию. На это же нацеливает нас и План мероприятий по проведению декларационной кампании 2015 года, в т.ч. по дополнительному привлечению физических лиц к декларированию полученных доходов в 2014 году, который утвержден Управлением ФНС России по Новосибирской области. Однако, большого эффекта от этого пока нет, хотя возможна такая форма работы с такими гражданами, как приглашение их на межведомственные комиссии. Пока не дает результатов и принятое в прошлом году Соглашение «О взаимодействии и обмене информацией между Управлением ФНС по Новосибирской области и Главным управлением МВД РФ по Новосибирской области» от 02.04.2014 №44С/4, по которому информация об установлении участковыми уполномоченными фактов сдачи гражданином помещения в аренду, должна на постоянной основе направляться в налоговые органы. По Искитимскому району такой информации в 2014-2015 годах не поступало.
В целях оказания содействия в привлечении к декларированию физических лиц инспекция планирует направлять налоговым агентам-работодателям списки физических лиц-работников, не представивших налоговые декларации о доходах, при условии наличия достоверной информации о фактах нарушения налогового законодательства, не являющейся в силу статьи 102 НК РФ налоговой тайной.
По сути дела, в отношении физических лиц, уклоняющихся от подачи декларации, самой действенной формой контроля является проведение выездных налоговых проверок. Учитывая незначительные суммы доначислений, проведение выездных проверок не всегда возможно (эффективной проверкой признается проверка с суммой доначислений более 1 млн. руб.). Однако, с учетом конкретных обстоятельств, инспекция проводит выездные проверки в отношении таких лиц, в том числе и в расчете на так называемый «волновой эффект», понуждая других граждан самостоятельно декларировать доходы. Так, в 2014 году проведены 6 выездных налоговых проверок физических лиц, в ходе которых доначислено 1 382 тыс. руб. налоговых платежей, самостоятельно уточнены налоговые обязательства на сумму 989 тыс. руб.
Декларационная кампания 2015 года вступает в завершающую фазу. На мой взгляд, включение данного вопроса в план работы администрации Искитимского района, его рассмотрение на «Часе контроля» свидетельствует о том, что важность этого вопроса очевидна для местных органов власти. Надеемся, что общими усилиями нам удастся достичь неплохих результатов декларационной кампании.
Источник: администрация Искитимского района