Премьера нового спектакля состоялась в народном театре «Наш дом» рабочего поселка Линево (режиссер Марина Филиппова). Постановка необычная и по составу актеров, и по сценической площадке для камерного театра, в котором играют не профессиональные актеры, не имеющие ни специального образования, ни подготовки. У них есть только беззаветная любовь к тому, чем они занимаются, и многочасовые репетиции после работы и в выходные дни.
«Каменный ангел» малоизвестное широкой публике поэтическое произведение Марины Цветаевой, написанное в форме пьесы с диалогами героев и мизансценами. Создано оно в 1919 году, в период увлечения поэтом «Вахтанговской» студией и одной из ее актрис Сонечкой Голлидей. Ей же оно было и посвящено.
Сюжет пьесы, состоящий из шести актов-картин относит нас в европейское Средневековье с его охотой на ведьм и противостоянием «земного» и «небесного», духовного Рая и плотского Ада. А философски в пьесе переплетены мотивы христианские (ангел, Богоматерь, грехопадение невинной девушки и последующее прощение и вознесение в небеса), с языческими – всепоглощающая плотская любовь к пастуху Амуру, он же - языческое божество.
И вот провинциальный и непрофессиональный (в смысле определения статуса, а не оценки качества) театр берется за ее постановку. Как призналась режиссер спектакля Марина Филиппова (единственный профессионал по образованию и месту работы – руководитель народного театра) поставить это произведение было ее давней мечтой.
…Открывается спектакль мизансценой, где присутствуют все актеры в роли своих персонажей, каждый в застывшей позе и на постаменте. Затем белый дым, как на эстрадных и роковых концертах, герои все, кроме ангела, исчезают, а зрителю даже не сразу становится понятно - ангела играет человек или это большой манекен.
Забегая в конец, отмечу, что финал пьесы – зеркалит ее начало, те же застывшие персонажи на своих постаментах, и тот же белый дым, после которого артисты выходят на поклон.
В первой картине мы видим каменное изваяние (идол?!) ангела возле колодца с (святой?) водой, куда приходят особы женского пола и поверяют ему свои тайные желания, о чем-то просят или просто плачутся на жизнь. Одна из паломниц Аврора (богиня Зари в римском пантеоне богов), влюбляется в самого ангела – каменное изваяние.
А дальше все как в лихо закрученной мелодраме, девушку соблазняет не без помощи своей матери колдуньи (она же то ведьма, то святая мать –монахиня) Венеры красавец пастух Амур. Причем выдает себя за объект мечтаний Авроры, каменного, а теперь ожившего Ангела. Аврора верит, и отдается своей плотской страсти. Здесь же появляется оживший Ангел, призывает Аврору не верить искусителю, Аврора же не верит Ангелу…. А дальше постоянные измены и увлечения Амура, назаконорожденное дитя, которое не нужно ни своему отцу, ни его бабушке Венере. Нет повести печальнее на свете…
В самом конце пьесы благовест и голос богоматери с небес, которая прощает Аврору, и сонм белых ангелов, уводящий ее за собой, туда, где нет страданий, боли и обид. Вот такая христианская линия грехопадения, искупления и всепрощения.
Понимаю, как трудно это было играть, крохотный зальчик, такая сцена, зритель в метре от актеров. Пьеса в стихах, что еще сложнее, не только выучить, но и вжиться в них, говорить ими, мыслить. А еще это – ЦВЕТАЕВА (с ее разорванным стихом и сменой ритма), которую вообще сложно читать, понимать, правильно интонировать. И тем ценнее получившееся действо. Потрясает, в буквальном смысле, игра одной из актрис Надежды Левиной – колдунья Венера, она же мать Вероника. В одной и той же хламиде черного цвета, то в монашеском клобуке, то с распущенными седыми космами, у актрисы меняется походка, голос, интонации, когда она в роли этих столь разных героинь…
В общем, «Каменный ангел» - это несомненная удача всего коллектива народного театра «Наш дом», хотя спектакль явно не для широкой аудитории. Просто не все поймут.