Развитие современной системы образования ставит приоритетным вопрос патриотического воспитания детей и предполагает усиление внимания к формированию у ребёнка ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому Отечества, к своей малой Родине – как важнейших составляющих понятия «патриотизм», сообщает сайт администрации Искитимского района.
Одним из эффективных механизмов для решения этой непростой задачи является деятельность музеев образовательных учреждений. В основе организации деятельности школьного музея лежит краеведческая работа, результатом которой является оформление музеев, краеведческих уголков, сменных краеведческих выставок.
На базе образовательных учреждений работает 16 музеев различных профилей, 10 лет назад их было 5-ть. В 10 ОУ – действуют краеведческие уголки, в 16 – сменные тематические выставки, посвященные памятным датам села, района, области и страны. Таким образом, во всех ОУ ведется работа по краеведению.
5 музеев паспортизированы: «Музей боевой Славы «Память» МКОУ «СОШ №1 р.п. Линёво» (рук.Попов С.А.), «История родного края» МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат» (рук. Дьяченко Л. Н.), «Экологический музей» МКОУ «Гимназия №1 Искитимского района» (рук. Панов Ю. А.), «Память» (МКОУ «СОШ с. Белово», рук. Никитина М.О.), «История народного быта» (МКОУ «СОШ с. Преображенка», рук. Кобзаренко Е.И.). Свидетельство о паспортизации является государственной регистрацией музея, которая устанавливает соответствие музея его функциональному назначению, даёт право введения штатной единицы заведующего музеем, музейного педагога.
Методическое сопровождение по организации работы школьных музеев осуществляет Центр дополнительного образования детей.
Школьные музеи тесно сотрудничают с Искитимским городским историко-художественным музеем, Музеем истории развития образования г.Новосибирска и Новосибирской области, Центром развития творчества детей и юношества и Домом молодёжи НСО через областные семинары, круглые столы, обмен опытом. При координационно-методической поддержке ЦДОД 31% музейных педагогов ОУ района повысили свою квалификацию.
Ежегодно организуются и проводятся районные очно-заочные историко-краеведческие конкурсы, в которых принимают участие около 300 учащихся.
Краеведческие поисково-исследовательские работы школьников, становятся победителями и призёрами районных научно-практической конференции школьников и фестиваля проектов из д.Бурмистрово, с.Белово, п.Керамкомбинат, с.Сосновка, с.Усть-Чем, с.Вер-Коен, п.Чернореченский, СОШ №1 р.п.Линево, с. Старый Искитим, с.Лебедевка, Гимназия №1.
Представители музейных активов школ с.Сосновка, с.Белово, п.Керамкомбинат, Гимназии №1 неоднократно становились участниками Церемонии вручения наград «Дебют года» Главой Искитимского района.
Музеи п.Черноченский, с.Преображенка, с.Лебедевка, с.Усть-Чем, с.Верх-Коен, д.Шибково неоднократно получали районную и областную грантовую поддержку, за счет которой были приобретены выставочное оборудование и стенды.
В преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 80-летия образования Искитимского района школьные музеи ведут большую работу по подготовке к празднованию этих знаменательных дат. Музеями Усть-Чёмской, Верх-Коёнской, Чернореченской школ организована поисковая работа по истории села через архивные службы г.Новосибирска, Томска, Барнаула, что позволит открыть новые страницы в истории сёл, а значит и истории Искитимского района.
Музеями исторического профиля являются «Исторический музей» школ с. Быстровка» ( муз. педагог Бунцев Александр Николаевич) и Музей «История народного быта» с. Преображенка» (муз. педагог Кобзаренко Елена Ивановна).
Содержание экспозиции музея Быстровской школы носит комплексный характер, поскольку музейные предметы очень разнообразны: от археологических древних находок до предметов времён Великой Отечественной войны, старинные монеты, иконы. Фонды музея насчитывают около 1000 единиц хранения, экспонаты музея используются на уроках истории, реже во внеурочных мероприятиях.
Фонды музея с.Преображенка насчитывает 506 экспонатов. Музей интересен тем, что может рассказать посетителю о повседневной жизни сибиряков в разное время, чем особенно привлекает детей, стремящихся узнать о быте своих предков. На музейных уроках активно используются интерактивные формы, где детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.
«Историко-краеведческий музей» МКОУ «СОШ с. Верх-Коён» (муз. педагог Пчелинцева Наталья Ивановна), «Как не любить мне эту землю» МКОУ «СОШ п. Чернореченский» (муз. педагог Тюрина Валентина Ивановна), «Здесь Родины моей начало» МКОУ «СОШ с. Усть-Чём» (муз. педагог Грико Надежда Ананьевна), «Живая нить истории» МКОУ «СОШ с. Сосновка» (муз. педагог Забранская Ольга Васильевна) являются музеями историко-краеведческого профиля.
Содержание экспозиций вышеуказанных музеев рассказывает об истории развития села в разные эпохи и об истории сельского образования, о сельском быте. Фонды музеев формировались по результатам малых поисковых экспедиций, работы с населением, путём находок и дарения. В музеях работает Совет и актив, куда входят учащиеся старшего и среднего звена, представитель администрации школы, Совета ветеранов, работник культуры.
Учащаяся школы с. Верх-Коен Бреус Татьяна в областном туре Всероссийского конкурса «Отечество» заняла 2 место с работой «История семьи в истории села и страны», а также стала лауреатом в Искитимских музейных краеведческих чтениях. Ее работа была опубликована в сборнике статей Искитимского городского историко-художественного музея «Люби и знай свой город и край» и в «Искитимской газете».
Учащийся школы с.Усть-Чем Урванцев Константин занял 1 место в районном конкурсе «Выставка одного экспоната» и его работа была направлена для участия в Областном смотре-конкурсе музеев, где ему вручили грамоту за участие. Мачалова Татьяна, ученица этой же школы в Искитимских музейных краеведческих чтениях заняла 1 место и ее работу опубликовали в сборнике статей Искитимского городского историко-художественного музея «Люби и знай свой город и край»;
Актив музея Сосновской школы является инициатором ежегодной организации факельного шествия, посвящённого памяти юных героев – антифашистов, поскольку в музее хранятся материалы истории школьной дружины им. пионера-героя Вали Котика.
Бунеева Полина из школы с.Сосновка стала Лауреатом Областного конкурса публицистических работ «Уникальная Новосибирия – 2013»
Краеведческий профиль имеют музеи «Память» МКОУ «СОШ с. Белово» (муз. педагог Никитина Марина Олеговна), «Живая история» МКОУ «СОШ с. Шибково» ( временно замещает зам. по ВР Сысенко Юлия Владимировна), (сл. 14) «История родного края» МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат» (муз. педагог Дьяченко Лидия Николаевна), (сл.15) «Краеведческий мобильный музей» МКОУ «ООШ с. Барабка» (муз. педагог отсутствует), «Краеведческий музей» МКОУ «ООШ с. Михайловка» (муз.педагог Кулакова Галина Николаевна).
Музеи этого профиля отличаются тем, что наряду с историческим прошлым демонстрируют археологическое прошлое, чаще это предметы палеонтологии, предметы природы родного края.
Наиболее высоких результатов достигли учащиеся п.Керамкомбинат
В районном конкурсе выставка одного экспоната — «Тульский самовар» Олеся Кучук получила диплом 1 степени, в областной туре Всероссийского конкурса «Отечество» — «Из истории Искитимского каторжного лагеря», Рахманова Юля. Получила диплом 3 степени. В Искитимских музейных краеведческих чтениях — «Родной край: страницы истории п. Керамкомбинат» Давыдова Наталья заняла 2 место, ее работа была опубликована в сборнике статей Искитимского городского-историко-художественного музея «Люби и знай свой город и край»;
К военно-историческому профилю относятся «Музей Боевой Славы 18-й Сибирской Краснознамённой Гвардейской Ордена А.В. Суворова стрелковой дивизии» МКОУ «СОШ с. Лебедёвка» (муз. педагог Светлова Татьяна Николаевна), «Музей Боевой Славы» МКОУ «СОШ п. Степной» (муз. педагог Махортова Марина Сергеевна), «Музей Боевой Славы «Память» МКОУ «СОШ №1 р.п. Линево» (муз. педагог Попов Сергей Александрович).
Работа музеев данного профиля основана на краеведческом материале Великой Отечественной войны, в который вплетаются участники и события локальных войн. Работа с учащимися носит просветительско-воспитательный характер: работа с населением по пополнению фондов, поисково-исследовательская деятельность учащихся, уборка памятников, несение Вахты Памяти.
Особенностью музея Лебедёвской школы является то, что здесь хранят материалы истории создания музея, и то, что экспозиция музея пополняется материалами по истории села не только военного, но и мирного времени, в том числе и по истории развития образования в селе. Исследовательская работа на экспозиции позволила пополнить исторический материал музея и принять участие в краеведческих и музееведческих конкурсах.
Особенностью школьного музея п. Степной является то, что один из разделов экспозиции посвящён земляку, участнику Великой Отечественной войны, бывшему директору школы Никифорову В.С., чьё имя она носит.
Приоритетом в деятельности «Музей Боевой Славы «Память» МКОУ «СОШ №1 р.п. Линево» является работа с кадетами.
Этнографический профиль представлен музеем «Живая старина» МКОУ ДОД Искитимского района «Центр дополнительного образования детей «Спутник» (муз. педагог Светлана Александровна Кошелева).
Экспозиция представлена предметами быта разного времени, изделиями народного промысла, женского рукоделия. В фондах музея также хранятся материалы устного народного творчества, которые были собраны в малых экспедициях. Следует отметить, что некоторые предметы были воссозданы педагогом совместно с детьми по описанию, как копии и составляют научно-вспомогательный фонд.
Наряду с собирательской работой, в игровой форме дети знакомятся с жизнью и культурой наших предков.
Деятельность музея направлена на сохранение народных традиций и формирование интереса и уважения к культуре наших предков.
К естественнонаучному профилю относится «Экологический музей МКОУ «Гимназия №1» (муз. педагог Панов Юрий Александрович).
Содержание экспозиции посвящено экологической истории НовЭЗа, экологическим проблемам посёлка, природе.
Ежегодно активистами музе, благодаря работе в малых экспедициях, пополняются фонды музея, проводят наблюдения, исследования, акции по очистке окрестных территорий. Особое место занимает просветительская работа по экологическим проблемам среди населения посёлка, которая осуществляется через лекции, презентации, авторские видеофильмы, экскурсии, игры, конкурсные программы.
Учащиеся – активисты музея являются активными участниками и призёрами экологических конкурсов и смен, фестиваля ученических проектов районного и областного уровней.
Ближайшими перспективами в работе по развитию музеев ОУ являются:
Продолжить работу по паспортизации музеев;
участие музеев в подготовке и проведении празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и 80–летия образования Искитимского района;
активизация участия школьников в краеведческом движении посредством внедрения новых конкурсных программ;
организация коммуникации между активами школьных музеев через творческие встречи, обмен выставками, методическим материалом;
продолжить работу по повышению квалификации музейных педагогов;
оказывать поддержку музейным педагогам в конкурсе грантовых проектов.