Федеральная трасса М-52 — единственная в рейтинге, которая представляет Россию. Кроме нее в десятку вошли ущелье Вердон (Франция), Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан), Далтон-Хайвей (США), Трансфэгэрашское шоссе (Румыния), Атлантическая дорога (Норвегия), Дорога больших ворот (Китай), Трасса 40 (Аргентина), Большой круг (США) и Великая океанская дорога (Австралия). Таким образом, охваченными оказались четыре континента, сообщает bankfax.ru.
- Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию, - пишет издание.
Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйскиий тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.
Любопытно, что давая рекомендации туристам, о том, как удобнее всего добраться до Чуйского тракта, National Geographic указывает, что ближайший к автодороге аэропорт находится в Новосибирске (на самом деле — в Барнауле и Горно-Алтайске — прим. ред. БФ).
- Выезжать из Новосибирска надо строго на юг через Бердск на Искитим, Новоалтайск и Бийск, от которого через Горно-Алтайск и идет «Чуйский тракт», забирая на юго-восток (после Шебалино на двух больших перекрестках надо держаться левее) к границе с Монголией в селе Ташанта, - сообщает журнал.
Справка
Общая протяженность трассы М-52 (Чуйский тракт), протянувшейся от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, - 962 км.
На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины. Во второй половине XIX века рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта.
В начале XX века вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Далее, здесь начинает работу изыскательная экспедиция Вячеслава Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок, она не ремонтировалась 10 лет. Во время гражданской войны, отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 000 рублей.
В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты. Было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь. 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Одновременно трасса строилась и в северном направлении — к Новосибирску. Впоследствии всю трассу М-52 «Новосибирск-Ташанта» стали называть Чуйским трактом. Но особую красоту отметили именно на алтайском участке автомагистрали.
Источник: БФ