Два года пандемии коронавируса: изоляция, инновации - чему еще мы научились

Пока неясно, как долго продлится эффект бустерных прививок, и эксперты предупреждают, что полагаться на них можно только в краткосрочной перспективе.

Два года назад неизвестный ранее вирус погрузил человечество в беспрецедентный глобальный кризис, изменивший нашу повседневную жизнь и значительно расширивший научные знания.

В первые месяцы пандемии преобладающее научное мнение заключалось в том, что частое мытье рук поможет остановить распространение COVID-19, пишет medicalxpress.com.

Органы здравоохранения призвали людей не касаться лица грязными руками и поделились способами применения мыла, в то время как во многих странах дезинфицирующие средства для рук стали повсеместными.

Но по мере того, как пандемия продолжалась, и ученые смогли изучить примеры того, как вирус распространяется в реальном мире — на репетициях хора, в автобусе или в ресторане — возник консенсус в отношении того, что это заболевание в основном передается по воздуху.

Вирус путешествует в облаках частиц, которые мы испускаем, когда дышим и особенно когда говорим, кричим или поем.

В закрытом и плохо проветриваемом помещении эти аэрозоли могут длительное время плавать и дрейфовать в воздухе, значительно увеличивая риск заражения.

Но важность хорошей вентиляции для рассеивания этих загрязненных облаков, как и для очистки от сигаретного дыма, не всегда хорошо понимается широкой публикой.

«Произошла ошибка коммуникации: мы, ученые, недостаточно ясно представляли себе вентиляцию», — сказал Арно Фонтане из Научного совета Франции, органа, определяющего политику правительства.

«Когда ученые говорят о защитных мерах, мы должны разъяснить людям, что вентиляция является их частью», — сказал он AFP.

Шлепанцы на лицевых покрытиях

В результате осознания аэрозольной передачи дискурс о масках радикально изменился за два года.

Первоначально Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и многие правительства настаивали на том, чтобы маски использовались только лицами, осуществляющими уход, пациентами и их близкими родственниками, а не широкой публикой.

Но многие сторонники всеобщего ношения масок видели в этом способ сохранить ограниченные запасы и предотвратить нехватку лиц, осуществляющих уход.

К весне 2020 года политика резко изменилась, и маска стала важным инструментом в борьбе с пандемией, а в некоторых местах стала обязательной.

По мере появления более заразных вариантов людям посоветовали отказаться от своих простых тканевых масок в пользу суперфильтрации хирургических масок.

А с появлением чрезвычайно заразного варианта Omicron многие ученые теперь советуют людям носить еще больше защитных масок, таких как FFP2 или N95, в людных помещениях.

Вакцины: переломный момент

Коронавирус унес миллионы жизней во всем мире с тех пор, как он впервые появился два года назад, но эти потери были бы намного выше, если бы не вакцины, разработанные в рекордно короткие сроки.

Вопреки всем ожиданиям, пандемия показала, что можно разработать новые вакцины против беспрецедентного заболевания, а затем начать их применение по всему миру менее чем за год.

Раньше этот процесс обычно занимал в 10 раз больше времени.

По данным веб-сайта Оксфордского университета «Наш мир в данных», спустя чуть более года после начала глобальной кампании вакцинации около половины населения планеты полностью вакцинировано против COVID-19.

Однако развертывание вакцины подтвердило опасения, что защита от вируса погрязнет в неравенстве между богатыми и бедными странами.

Глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус хочет, чтобы 70 процентов населения мира были вакцинированы к июлю, и призвал более богатые страны положить конец накоплению вакцины.

«Если мы покончим с несправедливостью, мы покончим с пандемией», — сказал он в своем новогоднем послании.

...но не волшебная пуля

Вакцины оказались чрезвычайно эффективными в защите от серьезных форм COVID-19.

Но они менее эффективны в остановке пандемии, потому что не предотвращают распространение вируса людьми.

Их общая эффективность также снижается со временем, хотя было показано, что они вызывают более слабый ответ антител против последних вариантов — Omicron и ранее Delta — чем против исторического штамма коронавируса SARS-CoV-2.

Хотя появляется все больше свидетельств того, что Омикрон мягче, чем предыдущие варианты, богатые страны изо всех сил стараются ускорить кампании по бустеру, чтобы восстановить защиту от инфекции.

Это усилило опасения, что богатые страны продолжат монополизировать дозы вакцины, даже несмотря на то, что вирус распространяется в более бедных странах, где у людей меньше доступа к средствам защиты.

Также пока неясно, как долго продлится эффект бустерных прививок, и эксперты предупреждают, что полагаться на них можно только в краткосрочной перспективе.

Главный эксперт ВОЗ по пандемии COVID Мария Ван Керхове подчеркнула, что вакцины должны быть доступны уязвимым людям во всем мире, в то время как меры общественного здравоохранения, такие как тестирование, изоляция и маски, останутся крайне важными.

«Вакцины И, а не ТОЛЬКО вакцины положат конец пандемии #COVID19. Одного решения недостаточно», — написала она в Твиттере.
Добавьте новости «Весь Искитим» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы