В 4000-летнем поселении бронзового века в Омане обнаружена древняя каменная настольная игра, аналогичная нардам

Игровое поле, которое было найдено в руинах комнаты, содержит не менее тринадцати отмеченных квадратов, каждый из которых имеет углубление в центре.

Археологи ведут раскопки возле Айн-Бани-Саада в долине Кумайра. Район богат поселениями периода Умм-ан-Нар и железного века II. Доска, на которой должно было быть не менее 13 клеток, была найдена в руинах. По словам команды, в нее, вероятно, играли как в древнюю Королевскую игру Ура. Это гоночная стратегическая игра для двух игроков, по правилам похожая на современные нарды. Исследователи также обнаружили башню бронзового века и свидетельства плавки меди.

Археологи, работающие в пустынях Омана, обнаружили древнюю каменную настольную игру в поселении бронзового века, в которую, вероятно, играли около 4000 лет назад, пишет dailymail.co.uk.

Завершенные в декабре раскопки вокруг Айн-Бани-Саада в долине Кумайра проводились под руководством Варшавского университета и Министерства наследия и туризма Омана.

Игровое поле, которое было найдено в руинах комнаты, содержит не менее тринадцати отмеченных квадратов, каждый из которых имеет углубление в центре.

«Такие находки редки, но известны примеры из области, простирающейся от Индии через Месопотамию и даже до Восточного Средиземноморья», — сказал Петр Белинский.

Археолог из Варшавского университета добавил: «Самый известный пример игровой доски, основанной на подобном принципе, — та, что была найдена в могилах Ура».

Хотя ее правила были утеряны во времени, если бы в игру Айн Бани Саада играли как в Королевскую игру Ура, ее ближайшим современным эквивалентом были бы нарды.

Игроки, которых было бы двое, бросали кубики, чтобы состязаться друг с другом, чтобы переместить все свои фишки вокруг доски, а затем убрать ее с доски раньше, чем это сделает их противник.

И, как и в правилах игры в нарды, у игроков будет возможность помешать продвижению противника, захватив фигуры и вернув их в исходное положение.

Наряду с игровым полем команда также обнаружила остатки ранее неизвестной башни в поселении бронзового века, а также свидетельства плавки меди.

Команда также сообщила об обнаружении многочисленных каменных останков времен железного века II, разбросанных по «обширной территории» долины Кумайра.

По данным совместной омано-польской группы, долины гор Северный Хаджар представляют собой одни из наименее изученных районов Омана.

Исследователи ведут раскопки в долине Кумайра с 2015 года и обнаружили останки, относящиеся как минимум к пяти различным археологическим периодам.

Например, только территория вокруг Айн-Бани-Саада имеет следы заселения в период позднего неолита (4300–4000 гг. До н.э.), фазы Умм-ан-Нар бронзового века (2600–2000 гг. До н.э.) и железного века II. (1100–600 до н. э.).

А в одном месте были найдены руины деревни позднеисламского периода, стоявшие поверх более ранних останков.

Такое обилие следов поселений доказывает, что эта долина была важным местом в предыстории Омана, пояснил профессор Белинский, руководивший раскопками.

«Айн Бани Саада стратегически расположен на стыке дорог, соединяющих Бат на юге, Бурайми и Аль-Айн на севере и морское побережье недалеко от Сохара на востоке».

«Вдоль этого маршрута есть несколько крупных памятников периода Умм-ан-Нар».

Профессор Белинский добавил: «Поэтому мы надеялись, что и наш сайт будет в той же лиге».

По словам команды, их последние открытия более чем оправдали их надежды.

«Поселение уникально тем, что включает в себя как минимум четыре башни — три круглые и одну угловую», — объясняет археолог и специалист по бронзовому веку Агнешка Пеньковска из Варшавского университета.

«Одна из круглых башен не была видна на поверхности, несмотря на ее большие размеры — до 20 метров [66 футов] в диаметре. Его обнаружили только во время раскопок.

«Функция этих выдающихся сооружений, присутствующих во многих местах Умм-ан-Нар, все еще нуждается в объяснении», — добавила она.

Тем временем в других постройках бронзового века были обнаружены артефакты, которые предоставили информацию о том, как это место взаимодействовало с местной экономикой.

«Наконец-то мы нашли доказательства того, что на этом участке работала медь, а также несколько медных предметов, — отметил профессор Белинский.

«Это показывает, что наше поселение участвовало в прибыльной торговле медью, которой в то время славился Оман.

Оманская медь, пояснил он, упоминается в «клинописных текстах из Месопотамии».

Археологи планируют возобновить свои раскопки в долине Кумайра в конце этого года — оба они проводят дальнейшие исследования вокруг Айн-Бани-Саада, а также в Билте, на другом конце долины, где есть еще останки Умм-ан-Нар.

Древнеегипетская «настольная игра смерти», похожая на Людо, использовалась для общения с умершими игроками в загробной жизни 3500 лет назад.

Древнеегипетская «настольная игра смерти», в которую играли в стиле современного Людо, использовалась для общения с умершими около 3500 лет назад.

В игру — сенет — играли на всех уровнях египетского общества с момента ее появления 5000 лет назад до тех пор, пока она не потеряла популярность примерно 2500 лет спустя.

Однако примерно через 700 лет после того, как в нее впервые сыграли, игра приобрела духовную составляющую, а древние тексты намекают, что считалось, что она предлагает связь с загробной жизнью.

Теперь эксперт считает, что он нашел доску сенета из середины этого изменения — возможно, это один из первых случаев, когда игра изображала путешествие души в рай.

Основываясь на фрагментах древних текстов, археологи считают, что сенет, скорее всего, был игрой для двух игроков, у каждого из которых было по пять пешек, которые двигались по доске, которая представляла собой сетку из десяти клеток в ширину и трех вниз.

Игроки, скорее всего, будут бросать игральные кости, чтобы увидеть, как далеко они могут переместить пешку за каждый ход, причем победителем будет тот, кто первым переместит все пять фигур до финиша.

Каждая из пешек будет двигаться вправо по верхнему ряду, назад влево по среднему ряду, а затем прямо по нижнему ряду, заканчивая тридцатую и последнюю клетку в правом нижнем углу сетки.

На предпоследних четырех квадратах были символы, которые, вероятно, имели особое значение — считается, что они, возможно, были неким эквивалентом «пропустить ход» или «попасть в тюрьму» в современных настольных играх.

Когда игра впервые появилась в археологических записях около пяти тысячелетий назад, ничто не указывало на то, что она служила чем-то иным, кроме как формой развлечения.

Однако около 4300 лет назад в древнеегипетском искусстве гробниц начали появляться изображения, изображающие умерших, играющих в сенет против живых противников.

Эксперты считают, что сенет превратился из древней версии людо в нечто более близкое к доске для спиритических сеансов — канал, через который живые могли общаться с мертвыми.

На самом деле тексты следующего тысячелетия описывают игру как отражение прохождения души через Дуат — египетское царство мертвых.

В мифологии Дуат — это место, где судили души — на «взвешивании сердца» — и тем, кто прошел это испытание, разрешалось двигаться дальше к небесному раю Аару, также называемому «Тростниковым полем».

Наряду с изменением значения игры, доски для сенета также претерпели изменения в дизайне, начавшиеся около 3300 лет назад.

Например, три простые вертикальные линии, найденные на двадцать восьмом квадрате ранних досок сенета, начали заменяться иероглифами птиц — изображением души — чертой, которая сохранялась до упадка игры 2500 лет назад.

Археолог Уолтер Крист из Маастрихтского университета в Нидерландах считает, что доска сенет, хранящаяся в коллекции Розенкрейцерского египетского музея в Сан-Хосе, Калифорния, может отражать самые ранние этапы редизайна игры.

Хотя на деревянной доске нет иероглифа души, в квадрате двадцать семь его традиционная отметка «X» заменена иероглифом воды.

Это могло представлять собой озеро или реку, с которыми души, как считалось, сталкивались во время своего опасного путешествия через Дуат.

Реликвия розенкрейцеров «может быть одним из первых случаев, когда этот аспект путешествия по загробной жизни визуально отображается на доске», — сказал доктор Крист журналу Science.

Он считает, что игровое поле появилось примерно 3500 лет назад, отметив, что сетка имеет нетипичную перевернутую компоновку, в которой начальная клетка расположена там, где обычно находится финиш, и наоборот.

Этот стиль уникален для периода Среднего царства древнего Египта, который длился от 4000 до 3700 лет назад.

На доске также есть символы на двадцать шестом и двадцать девятом квадратах, которые, по словам доктора Криста, не являются ни полностью религиозными, ни полностью светскими.

Происхождение доски розенкрейцеров неясно, однако считается, что артефакт, вероятно, продавался на рынке древностей в 19 веке.

Переход от светской доски к религиозной соответствует тому, как обычно развиваются игры — с длительными периодами застоя и внезапными изменениями, сказал Science археолог из Дэвиса Джелмер Эркенс из Калифорнийского университета.

«Это не похоже на то, что мы ожидаем от других видов технологий», — добавил он, отметив, что такие объекты, как горшки, имеют тенденцию постепенно и неуклонно развиваться со временем.

Это делает доску сенета розенкрейцеров — снимок в середине эволюции игры — особенно редкой находкой.

Полные результаты исследования были опубликованы в «Журнале египетской археологии».
Добавьте новости «Весь Искитим» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы