Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для устойчивой психики во взрослом возрасте: 3 фактора влияют на то, насколько сильна психика

pixabay.com

Один из ведущих нейробиологов Германии Герхард Рот рассказал в интервью FOCUS: почему психика ребенка формируется уже в утробе матери и можно ли ее сделать устойчивой.

Некоторые люди быстро встают после кризиса, другие позволяют мелочам захлестнуть себя. Нейробиолог Герхард Рот показывает, какие факторы влияют на устойчивость психики - и что анализы крови и слюны уже свидетельствуют о том, насколько мы устойчивы к кризисам.

Кризисы могут поразить вас, это совершенно нормально. Но некоторым удается справиться с травмирующими событиями и вскоре снова смотреть в будущее с оптимизмом. Вы стойкие, то есть устойчивы к негативным внешним воздействиям. По словам Герхарда Рота, вопрос о том, устойчив ли кто-то к кризисам или нет, тесно связан с первыми годами его жизни и предшествующим временем, пишет focus.de.

FOCUS Online: Мистер Рот, устойчивости можно научиться, так можем ли мы стать устойчивыми к кризисам с помощью обучения?

Герхард Рот: На основы устойчивости, то есть психологическую устойчивость, до рождения в значительной степени влияют наши гены и факторы генного контроля, так называемые эпигены. В влияния мозга будущей мамы на мозг еще не родившегося ребенка играть роль, как и ранние переживания привязанности с родителями или другими фигурами привязанности, такие, как бабушки и дедушки, тети, дяди, старшие братья и сестры или яслей членов.

Чем старше мы становимся, тем меньше влияние нашего собственного опыта или окружающей среды на нашу устойчивость. Конечно, это также зависит от степени уже нанесенного ущерба или нежелательного развития событий. Чем серьезнее это повреждение, тем труднее его лечить. Однако, вопреки тому, что часто утверждается, вы можете сделать себя более устойчивым только в очень ограниченной степени, то есть без внешней профессиональной помощи.

Что именно влияет на устойчивость на ранних этапах жизни?

Рот: Мы, люди, пришли в мир со спокойным или трудным характером, который уже демонстрирует определенные пропорции сильной или слабой устойчивости. Темперамент зависит от пренатальных факторов. Например, травматический опыт матери во время беременности оказывается особенно негативным для развития жизнестойкости.

После рождения и в первые несколько лет жизни пренебрежение, плохое обращение и жестокое обращение оказывают сильное негативное влияние. С другой стороны, заботливое поведение со стороны основных фигур привязанности может стабилизировать или даже повысить устойчивость. Этот положительный или отрицательный опыт младенца и малыша глубоко запечатлелся в его психике, то есть это вопрос быстрого и быстро закрепленного обучения.

Если опекуны - в основном родители - обнаруживают, что у малыша непростой характер и, вероятно, у него мало устойчивости, например, как «плачущий ребенок», то они могут принять специальные меры под руководством педиатра или психотерапевта, чтобы изменить такое поведение.

Эти меры очень индивидуальны в зависимости от ребенка?

Рот: Совершенно верно. Однако эти меры подпадают под действие так называемого «третьего закона». То есть будут малыши, которые, несмотря на все усилия, не теряют свой непростой темперамент и у которых в подростковом или взрослом возрасте проявляются тревожные расстройства, депрессия, фобии и т. д. Позже, во взрослом возрасте, с этим мало или ничего нельзя сделать. Насколько нам известно, существует серьезный пренатальный ущерб, который не может быть адекватно компенсирован даже хорошим опытом привязанности - по крайней мере, пока.

Что говорит закон третей?

Рот: Все общепринятые меры по изменению психологического благополучия человека, включая повышение устойчивости, подчиняются этому закону: хорошие меры оказывают сильное или более продолжительное воздействие на треть пострадавших - например, они действительно могут повысить устойчивость. Со второй третью эффект более слабый или кратковременный, а с третьей третью они не имеют никакого эффекта.

Однако это применимо только к усреднению по всем обработанным и всем процессам, которые вообще можно использовать. Таким образом, есть определенные процедуры, которые оказывают на одних людей гораздо более сильное воздействие, чем в среднем, и меньшее - на других. Следовательно, каждое лечение должно быть индивидуально адаптировано к личности и условиям жизни человека, которого лечат, его недостаткам и доверительным отношениям с человеком, получающим лечение.

Какие виды лечения существуют для повышения устойчивости?

Рот: Вы можете усилить существующие психологические ресурсы у людей, которые не уверены в своих силах. Их просят уменьшить страх перед определенными проблемами, особенно страх неудачи, систематически «противопоставляя» эти страхи положительному опыту или идеям. Позитивные переживания все больше затмевают отрицательные в памяти. Заинтересованный человек должен быть терпеливым, потому что это в основном связано с глубоко укоренившимися страхами. Если из-за нарушения раннего опыта привязанности практически отсутствуют какие-либо ресурсы, тогда лечащий человек должен сначала сформировать базовое доверие к себе к пациенту с помощью интенсивного «терапевтического альянса», то есть восполнить, так сказать, недостающие переживания привязанности. Это может потребовать еще большего терпения, но в таких случаях оно необходимо. Однако одно лишь хорошее убеждение не помогает.

Можете ли вы сказать по структурам в мозгу, насколько человек устойчив?

Рот: С помощью процедур визуализации и специальных исследований крови или слюны у подростков и взрослых теперь можно определить, какие структуры мозга и соответствующие психологические функции имеют недостатки в развитии, что затем приводит к снижению сопротивляемости.

Системы обработки стресса и самоуспокоения могут быть повреждены в мозгу очень рано, например, травмированной матерью, мозг которой передает сигналы травмы в мозг будущего ребенка. Затем это можно увидеть в изменении функции центров мозга, таких как гипоталамус, миндалина и другие центры, которые участвуют в производстве гормонов стресса и «седативных средств», таких как серотонин.

В переживании привязанности может быть дефицит. Это можно увидеть по недостаточной выработке гормона окситоцина в гипоталамусе, который может быть обнаружен в крови или слюне. В центрах лимбической системы может быть недостаточное или чрезмерное производство «ведущего» передатчика дофамина, что затем приводит либо к серьезной пассивности, либо к чрезмерной активности, либо к сенсационности.

Однако все эти открытия не заменяют работу психотерапевта или психиатра, которые, в свою очередь, не должны отказываться от результатов нейробиологии.

 

Об эксперте

Герхард Рот - один из ведущих нейробиологов Германии. Долгое время он возглавлял Институт исследований мозга Бременского университета. В 2016 году он также основал «Институт Рота». Рот опубликовал около 220 статей на темы нейробиологии и нейрофилософии и написал несколько книг, в том числе книгу «О людях», которая была опубликована в 2021 году издательством Suhrkamp-Verlag.
Добавьте новости «Весь Искитим» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы