Почему шехзаде нельзя иметь детей?

кадр из фильма "Великолепный век"

Существование этого закона признавалось не всеми; распространена точка зрения, что Мехмед не мог легализовать убийство невиновных.

Закон Фатиха (или закон братоубийства) — позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха. Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном, убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem) — предотвращения войн и смут.

Существование этого закона признавалось не всеми; распространена точка зрения, что Мехмед не мог легализовать убийство невиновных. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Турецкие учёные доказали, что это не так.

Оценка легитимности такого положения (соответствия нормам шариата), а также влияния этого закона на историю Османской империи неоднозначна. Высказывалось ошибочное мнение, что законы шариата не могут одобрить убийство невиновного.

Учёные, положительно оценивающие роль закона, указывали, что в случае применения закона необходима была ещё фетва высокопоставленного муфтия (то есть целесообразность его применения каждый раз обсуждалась) и что страна избежала множества братоубийственных войн за наследство. Они акцентируют внимание на том, что этот закон позволил сохранить целостность империи, в отличие от прочих тюркских государств, каждое из которых оказалось раздроблено между всеми членами правящей династии. Учёные, оценивающие роль закона отрицательно, полагают, что закон спровоцировал войны и бунты сыновей султанов ещё при жизни отцов.

Формулировка

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī) Канун-наме Мехмеда II. Формулировки закона в разных рукописях имеют незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Арифом-беем в 1912 году:
И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.

Оценка

Роль братоубийства и закона Фатиха оценивается по-разному. Согласно одной точке зрения, братоубийство избавило Османскую империю от гражданских войн после смерти султанов и помогло сохранить целостность империи — в отличие от существовавших до неё турецких государств.

С другой стороны, войны Джема и Баязида избежать не удалось. Мятежи сыновей Баязида II — шехзаде Ахмета и шехзаде Селима — против отца во многом были спровоцированы боязнью каждого из них быть убитым по закону Фатиха. Сын султана начинал бунтовать, понимая, что санджак, куда его направляют, расположен дальше, чем у конкурента. Трагедия сыновей Сулеймана тоже спровоцирована этим законом. И шехзаде Мустафу, и шехзаде Баязида можно считать жертвами закона Фатиха. Гражданской войны после смерти Сулеймана не было, но сыновья успели повоевать при его жизни. То есть, выбор «царствуй или умри» оказывал на сыновей султанов давление и вынуждал принять все возможные меры для того, чтобы царствовать.

Существует точка зрения, что закон Фатиха — это выдумка. То, что до XX века была известна лишь одна копия Канун-наме, содержавшая закон Фатиха, и эта копия находилась в Вене, давало повод говорить, что кодекс является западной фальшивкой. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры. Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме был создан Фатихом, однако до наших дней дошли копии времён правления сына Фатиха (Баязида II), содержащие позднейшие включения и правки.

Некоторые современные учёные считают, что казни принцев, которые ни чем не провинились, не бунтовали и не вели переписки с заговорщиками, были незаконны и нарушали правила шариата. Наказание невиновного человека для предотвращения возможного преступления в будущем противоречит закону в соответствии презумпцией невиновности. Но османское (шариатское) право в большинстве своих положений и не отрицало необходимость доказательства вины. Казнь невиновного человека признавалась законной (оправданной) лишь как «меньшее из возможных зол», и опиралась такая точка зрения на принцип маслаха. «Маслаха» означает приоритет общественной пользы над личной. Согласно Корану, фитна (хаос, восстание, бунт) хуже, чем убийство человека, и потому часть толкователей исламских законов считает, что они допускают убийство невиновного человека для общего блага. «Фитна хуже убийства», Коран 2:217. При каждом таком акте требовалась «санкция»-фетва, при этом различные улемы, имеющие право истолковывать закон и выносить решение, могли иметь различное понимание ситуации и мнение. Например, османский султан Осман II хотел казнить своего брата перед отъездом к Хотину, чтобы избежать возможного мятежа. Сначала Осман обратился к шейх аль-исламу Ходжазаде Эсаду-эфенди, но тот отказал султану. Тогда Осман обратился к кадиаскеру Румелии Ташкопрюзаде Мехмеду-эфенди, тот рассудил иначе, чем шейх-аль-ислам, и санкционировал казнь шехзаде Мехмеда.

Ханбалитский учёный Карми (умер в 1624 году) назвал закон Фатиха «силой [добродетелью] Османской империи». Одобряя убийство сыновей или братьев во избежание кризиса и войны, Карми считал закон очень полезным, по его словам, он предпочёл бы дать фетву на казнь троих человек ради спасения остальных. Свою позицию Карми поясняет на примере марокканского султаната (династия Саадиты), который погиб, по его мнению, из-за отсутствия превентивного братоубийства.

Источник: Википедия
Добавьте новости «Весь Искитим» в избранное ⭐ – и Google будет показывать их выше остальных.

Партнерские материалы