Ученые назвали фактор, который погубит леса Сибири

Дальнейшее увеличение дефицита водяного пара в атмосфере под влиянием глобального потепления будет оказывать значимое воздействие на сибирские леса — приведёт к понижению прироста и возможной гибели древостоев.

Международная группа экспертов провела климатическая реконструкцию, которая позволила сопоставить данные о водяном паре в атмосфере в современное время и в средневековое, что важно для понимания текущих и ожидаемых изменений климата.

Учёные Сибирского федерального университета (СФУ), Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, Университета Женевы и Швейцарского научно-исследовательского института леса, снега и ландшафта впервые реконструировали изменения дефицита водяного пара в атмосфере для северо-востока Якутии за последние 1500 лет. Результаты исследований опубликованы в научном журнале Scientific Reports, сообщается на сайте СФУ.

Группа исследователей получила многовековую хронологию, основанную на соотношении стабильных изотопов углерода (13C/12C) в годичных кольцах лиственницы Каяндера. Учёные говорят, что эта хронология позволила установить, что увеличение дефицита водяного пара в атмосфере сегодня не превышает максимума средневековых аномалий. Удалось доказать, что наиболее влажными за весь период реконструкции были климатические условия периода средних веков и в течение малого ледникового периода XIV–XIX веков. В сравнении с этими периодами регион сейчас переживает «засушливые» времена, и это обязательно отразится на лесах Сибири и всей планеты.

Авторы отмечают, что дальнейшее увеличение дефицита водяного пара в атмосфере под влиянием глобального потепления будет оказывать значимое воздействие на сибирские леса — приведёт к понижению прироста и возможной гибели древостоев. В целом, подобная климатическая реконструкция представляет собой уникальную основу для составления и верификации дальнейших прогнозов адаптации лесных экосистем к текущим и ожидаемым изменениям климата

Вы переживаете за лес Сибири?