Умерла звезда фильма “Доживем до понедельника” Ирина Печерникова

После феноменального успеха фильма «Доживём до понедельника» Ирина Печерникова оставила все – кино, театр и даже страну.

Ирина Печерникова
Ирина Печерникова

Заслуженная артистка РСФСР Ирина Печерникова умерла на 75-м году жизни, сообщил актер Ефим Шифрин.

Актриса известна публике по фильмам “Доживем до понедельника” режиссера Станислава Ростоцкого, “Два капитана” Евгения Карелова, “Первая любовь” Василия Ордынского и другим. Ее дебют в кино состоялся в 1967 году в фильме-опере “Каменный гость”, где Печерникова сыграла донну Анну.

В детстве была ужасной хулиганкой, ее даже выгнали из детского сада, да и школу она просто терпеть не могла. Вскоре семья с тремя детьми (сыном и двумя дочерьми) переехала в Москву и поселилась на Ленинском проспекте по соседству с актрисой Малого театра Руфиной Нифонтовой. Девочка тайком подкладывала ей под дверь цветы, а однажды набралась смелости и позвонила: “Что нужно, чтобы стать актрисой кино?” “Все”, — прозвучало коротко, и дверь захлопнулась. Но этого оказалось достаточно. “Все” – было понято в буквальном смысле. Ирина как одержимая стала заниматься всем подряд: фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми, записалась в театральную студию. Там она познакомилась с ученицей Мейерхольда, которая посоветовала ей поступать в Школу-студию МХАТ.

Начало карьеры

Она с первого раза поступила в театральный и уже на втором курсе Школы-студии при МХАТе Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле “Зима тревоги нашей”. Это было престижно, ответственно и молодая актриса впала в детскую эйфорию, наивно полагая, что в театре все безумно рады ее приходу. Но однажды она случайно услышала — между гримерками оказались тонкие перегородки — разговор двух артисток: “Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя — с Массальским и с Пузыревым”.
Ирина Печерникова тогда забилась в декорации и долго плакала. От отчаяния ее спас педагог по изобразительному искусству и учитель по жизни Борис Симолин, тогда он сказал слова, которые придали актрисе силы: “Запомни, навсегда запомни, если о тебе говорят, значит, ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Плакать будешь, когда перестанут”. И Ирина Печерникова запомнила и уже не рыдала, когда ее записывали то в жены, то в любовницы и к Тихонову, и к Смоктуновскому, и к Богатыреву, и к Высоцкому…

Театр

Сразу после окончания Школы-студии в 1966 году Ирина стала актрисой театра им. Ленинского комсомола, а с 1968 – Академического театра им. Маяковского. У Анатолия Эфроса в Ленкоме Ирина начала играть в спектаклях «Снимается кино», «Мольер», «Три сестры», были большие планы, связанные с этим театром, но Ирину пригласили на съемки у Станислава Ростоцкого в «Доживем до понедельника».
В послужном списке Ирины Печерниковой значатся не только МХАТ, “Ленком”, но и Театр имени Маяковского, Малый театр… Когда Михаил Иванович Царев – ангел-хранитель актрисы, брал ее в Малый, сразу предупредил: “Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная”. И ели…
А за что любить-то, вспоминает актриса, она ведь пришла и забрала все репертуарные роли. Актрис ее возраста в труппе было достаточно, а Ирина Печерникова у них не просто работу отняла – надежду. Взяла, и все хапнула! Конечно же, Царев защищал, а когда его не стало – многое изменилось, да так, что в театр не хотелось идти, и Ирина Печерникова ушла. Ушла из отношений, из театра – просто так, в никуда. Наверное, это непросто, но и очень важно, ведь процесс умирания зачеркивает то хорошее, что было.

Великие партнеры в кино

В кино впервые Ирина Печерникова снялась в заглавной роли Донны Анны в музыкальной драме режиссера Владимира Гориккера “Каменный гость” по опере Даргомыжского вместе с гениальным Владимиром Атлантовым. Красочные, незабываемые съемки. Зрителям сразу же полюбилась красивая девушка. Похоже, Ирина Печерникова все же была любимицей судьбы. Свою кинокарьеру она начала с фантастического успеха. Да и партнерами Бог не обидел: Тихонов, Высоцкий, Смоктуновский, Даль…

В культовой картине Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника” юная Печерникова и немолодой Вячеслав Тихонов сыграли нетипичных учителей советской школы. Появление на экране Ирины Печерниковой стало сенсацией. В актрисе было природное обаяние, пленительная женственность, особая эмоциональная притягательность. В дуэте с Вячеславом Тихоновым, безусловным кумиром публики, ее героиня – Наталья Сергеевна Горелова – учительница английского языка, не потерялась, а стала его достойной партнершей.

С Иннокентием Смоктуновским Ирина Печерникова снималась в фильме “Первая любовь” по Тургеневу режиссера Василия Ордынского. Она его очень боялась и, честно говоря, плохо воспринимала. Он постоянно ворчал, нервничал, желчно подшучивал над молодой актрисой. Работать было трудновато. Обстановку разрядил огромный лось, который однажды стал с аппетитом пожирать наряд героини Печерниковой – Зинаиды. А в кустах корчился от хохота Иннокентий Михайлович, это и сблизило актеров. Уже потом Смоктуновский признался, что очень стеснялся жокейского костюма, который излишне подчеркивал и обтягивал его мужские достоинства. Поэтому-то и отрывался на своей прелестной партнерше.

С Олегом Далем Ирина Печерникова впервые снялась в многосерийном фильме про советских разведчиков «Вариант “Омега”», где для нее и роли-то не было – так, эпизоды. Пошла только потому, что там играл ее любимый артист и она очень давно хотела с ним познакомиться. Перед Далем Печерникова преклонялась, но они чем-то были и похожи. Чем-то, что трудно и словами-то выразить. Второй раз они встретились в телевизионном спектакле Анатолия Эфроса “Страницы дневника Печорина”. Даль – Печорин, Печерникова – княжна Мэри. А потом был телевизионный фильм “Личное счастье” Леонида Пчелкина. Очень слабый. Его скоро все забыли. Но именно на нем актеры и сдружились.

Рассказывает Ирина:

«Я, наверное, была единственным человеком в СССР, который не знал о бешеной популярности Высоцкого. Его взлет произошел, когда я жила за границей. Я помнила Володю со студенческих времен, когда он меня ошеломил, спев «Парус». «Надо же, — вырвалось у меня, — такой противный, а сочинил потрясающую песню». Поэтому, когда мы случайно встретились на «Мосфильме» и я спросила: «А вы еще чего-нибудь, кроме «Паруса», написали?», у Володи глаза сделались как блюдца: «Ты что, ничего не слышала?!» Он сгреб меня в охапку, повез к себе домой в Матвеевское и пел три часа подряд. Мозги отключились. Это было чудо, которое заполнило все. »

Но со временем между ними произошёл разлад, они расстались навсегда. Потом актеры встретились на съемках фильма “Сказ о том, как царь Петр арапа женил”, но самое забавное, что им пришлось в фильме изображать в постели безумную страсть. Сцена задумывалась как гротеск, все должно было выглядеть очень смешно, Владимир Семенович носил Ирину на руках с гипсовой ногой, она все время умудрялась сломать на съемках ноги. Это просто была беда какая-то!
Высоцкий молчал, но вот сцена безумной страсти в постели у актеров никак не получалась. Бедный режиссер Митта был мрачен и громко возмущался: “Вы мне седьмой дубль запороли!” Тогда актеры сосредоточились, что-то сыграли, но так и не помирились, и не заговорили.

В 1976 году Ирину пригласили на роль в киноэпопее «Два капитана», по роману Каверина. Она пришла к режиссеру вместе с Еленой Прудниковой, которая должна была играть ее дочь, которая, к слову, была младше Печерниковой на 4 года. Актриса негодовала: как она будет играть ее мать? Но режиссер сказал, что ему просто нужна женщина, которую трое мужчин любят всю жизнь. Ирина сдалась.

Затем были роли второго плана в “Однокашниках”, в “Голубом карбункуле”, в “Необыкновенном лете”. Актриса снялась в картине “Человек меняет кожу” и фильме “34-й скорый”. Наступило какое–то, небольшое правда, творческое затишье с интересными ролями. И вот режиссер Аркадий Кордон пригласил Ирину Печерникову на одну из главных ролей в психологическую драму “Набат на рассвете” о русском ученом Вернадском, которого с блеском сыграл Георгий Тараторкин.

Личная жизнь

После феноменального успеха фильма «Доживём до понедельника» Ирина Печерникова оставила все – кино, театр и даже страну. Актриса вышла замуж за поляка, солиста вокально-инструментальной группы , и уехала с ним на 2 года.
В Польше она попала в музыкальную среду, джазовую. Наконец-то живьем увидела Эллу Фицджеральд, Брубека. Поляки ко ней относились хорошо, но до определенной дозы спиртного: «Сидим, разговариваем – и вдруг они начинают на меня грозно посматривать и кричать: “Еще Польска не сгинела!”» Она много путешествовала с мужем – Варшава, Штутгарт, Стокгольм, Лондон… Ходила по музеям, учила языки. Но выдержала недолго: уже через год стала задыхаться без театра. Пыталась сняться в кино – и это не получилось.
Поняв, что без работы она просто не сможет жить, Ирина вернулась в Москву. Сейчас Збышек живет в Швеции, преподает, у него уже дети взрослые.
Со вторым мужем Борисом Галкиным она познакомилась в Малом театре, он там дипломный спектакль ставил. Потом поженились и прожили лет шесть. Или семь… Ирина: «Второй брак тоже оказался не слишком удачным, и только по моей вине. Мне, наверное, вообще не надо было замуж выходить, хорошим людям жизнь портить».

С Александром Соловьёвым познакомились ещё в 1969 году. После спектакля она вышла на поклоны, и какой-то мальчик с большими глазами протянул ей цветочек. И она запомнила эти глаза. А потом, уже приехав из-за границы и вернувшись в Театр им. Маяковского, она его увидела. Он был учеником Гончарова, работал в театре. Он был особенный, потрясающе двигался, делал сам все трюки. Потом они встретились в 1988 году, и сразу все поняли. Но расстались: у Саши был маленький сын, семья. Через два года опять встретились – и тоже ненадолго. Потом опять – и вновь в разные стороны.
« …Так 8 лет я и прожила – глупо, потому что поняла, что наконец встретила своего человека. Быть вместе мы не могли. А полюбить другого, даже роман завести не получалось: сердце-то занято. Долго я старалась вырвать это…А в 1996-м он сам позвонил, сказал, что сын вырос. Спросил: “Ты меня еще любишь?” Я сказала: “Да”… Мы три года были вместе, не расставаясь. Даже в магазин ходили вместе».
Александр Соловьёв погиб в новогоднюю ночь – 1 января 2000 года, в 47 лет.

Было много лет творческого молчания актрисы, которое затронуло как ее кинематографическую, так и театральную жизнь. И не потому, что не было предложений. Она признается, что все эти годы ходила в театр, смотрела кино, но не видела ничего, в чем можно было бы представить себя.

Ирина всего один день не дожила до своего юбилей. Ей сегодня исполнилось бы 75 лет

Источник: РИА Новости

Мнение читателей
0
0
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

От редакции

Сколько мудрецов бились над вопросом, что же такое счастье? Оказывается, все очень просто: счастье- это когда тебя понимают. И все.

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования