Как сообщает издание «Наука в Сибири», сотрудники Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН рассчитвают один из вариантов пассажирского транспорта будущего, который придёт на смену архаичной железной дороге.
«На скоростях около 200 км/ч пара „колесо-рельс“ перестает нормально работать. Проблема решается — например, созданием магнитной подушки, но на следующем рубеже, порядка 500 км/ч, почти вся энергия начинает уходить на преодоление аэродинамического сопротивления», — говорит научный сотрудник института Денис Наливайченко.
Если воздух становится препятствием, его надо убрать — то есть создать вокруг вагона безвоздушную среду, поясняет физик.
Идея «вакуумного поезда», по словам учёных, не нова, она была изложена еще в 1911 году профессором Томского политехнического института Борисом Вейнбергом. В наше время на ученых советах РЖД регулярно обсуждаются перспективы вакуумного транспорта. В стране есть отдельные сообщества ученых и инженеров, занятых проработкой отдельных элементов. Но всем энтузиастам мешает раздробленность сил и ресурсов.
«У нас нет отечественной компании, объединяющей инициативные коллективы», — констатирует специалист ИТПМ СО РАН.
Вакуумная дорога — это совершенно особый вид транспорта, требующий разработки всех его элементов с чистого листа: тоннелей или эстакад, трубопроводов, насосов, переходных шлюзов, подвижного состава, систем управления и жизнеобеспечения.
В идеале новая транспортная система должна быть экономичной, быстрой, безопасной, экологичной, комфортабельной, защищённой от природных катаклизмов и террористических атак. Новосибирские учёные определили круг задач, решить которые им по силам. Краеугольным камнем они видят объём затрат на поддержание вакуума в системе.
«Мы рассматриваем только те вопросы, в которых институт имеет хорошие компетенции. Это, прежде всего, механика, аэродинамика, динамика движения», — подчеркнул Денис Наливайченко.
В целом же они занялись проблемой повышения аэродинамической эффективности «вакуумной дороги». А это лишь часть другой проблемы, более общего порядка — достижения эффективности экономической.