В Новосибирской области взят курс на реиндустриализацию, требуются специалисты с инженерным образованием. Но они не появятся сами по себе, ведь долгие годы в нашей стране была мода на гуманитариев, все учились на юристов и экономистов, а чтобы молодой человек увлекся техническим творчеством, ему нужно дать возможность заниматься этим с детства, пишет "Искитимская газета".
Именно такую цель ставят перед собой муниципальные ресурсные центры (МРЦ), создаваемые в районах региона при поддержке министерства образования и правительства Новосибирской области. Есть такой и в Искитимском районе.
В сентябре 2016 года на базе ЦДОД «Спутник» в рабочем поселке Линево открылся МРЦ естественнонаучной и технической направленности «Центр детского технического творчества». Он создан на средства субсидии из областного бюджета в размере одного миллиона рублей, полученной на реализацию муниципального проекта по выявлению, развитию и поддержки одаренных и талантливых детей. Разработали его управление образования района и ЦДОД «Спутник».
Зачем создали центр на базе «Спутника»?
Востребованность проекта, по мнению его авторов, очевидна, ведь в Искитимском районе расположены крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Современному производству необходимы технически грамотные специалисты, обладающие инженерными знаниями, готовые к внедрению инноваций в жизнь. И важно такие кадры подготовить из ребят, живущих в нашем районе.
Чтобы дать детям технические знания и благодаря профориентационной работе помочь им определиться с выбором будущей профессии, в центре организовывают такую модель обучения, которая сохраняет преемственность учреждений образования от начального звена до выпускных классов, чтобы ребята всех возрастов были задействованы в реализации проекта.
Как рассказывает директор ЦДОД «Спутник» Наталья Княжева, базой было выбрано их учреждение не случайно, ведь здесь уже есть объединения научно-технической направленности, например, по робототехнике. Сейчас в центре действует семь объединений технической и 10 естественнонаучной направленности. Они расположены на площадках школ района на станции Евсино, поселке Листвянский, селах Тальменка, Бурмистрово, Лебедевка. В рабочем поселке их две: в школе №3 и Гимназии №1. Занимаются все желающие в возрасте от 5 до 18 лет.
«По сути, в нашем районе зарождается новая модель дополнительного образования, которая позволит вовлечь как можно больше детей и подростков в инженерно-конструкторскую и проектно-исследовательскую деятельность в различных областях», - отметила Наталья Николаевна.
Впереди - нескучная наука
На субсидию из областного бюджета было закуплено новое оборудование: ноутбуки, компьютер, наборы конструкторов ЛЕГО по робототехнике, смарт доска и проектор, цифровые лаборатории, программное обеспечение.
Наталья Николаевна показывает детскую цифровую лабораторию «Наураша» для проектно-исследовательской деятельности по окружающему миру и технологии для самых маленьких участников проекта. Она была приобретена в конце декабря и находится в «Спутнике». Состоит из восьми модулей: Температура, Свет, Магнитное поле, Кислотность, Электричество, Звук, Пульс. В каждом лотке – набор необходимого оборудования.
«Это будут первые шаги наших детей в науку, начало их проектной деятельности. Вот, например, модуль для первого знакомства с электричеством, - говорит Наталья Николаевна, раскрывая яркую пластиковую коробку. – Здесь датчики, моторы, дистанционная мышь, с помощью которой производят измерения». Цифровая лаборатория дает возможность научить детей правильно проводить различные измерения. Освоив этот этап, ребята получат доступ к универсальным датчикам.
Первые достижения
Центр действует с сентября, и уже есть результаты его работы. Ребята участвовали в фестивале науки Новосибирской области «Наука: образы будущего». В рамках проекта линевские школьники побывали на экскурсии на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова, где узнали много интересного из истории предприятия и своими глазами увидели сборку фюзеляжа гражданского самолета «SSJ-100».
В декабре команда тальменцев стала победителем областной профильной смены по робототехнике, организованной Региональным Ресурсным Центром «Детский технопарк».
Новосибирский электродный завод совместно с Новосибирским техническим университетом провели для учащихся общеобразовательных учреждений две профильные смены «Школа инженерного творчества». Старшеклассники увидели современнейшее оборудование университетских лабораторий механико-технологического факультета, как происходит гравировка металлов, попробовали свои силы в решении конкретных технических задач.
А в начале февраля команды школ №4 р.п. Линево и села Тальменка примут участие в региональных отборочных соревнованиях Робофест-Новосибирск.
Робототехники в ресурсах теперь не ограничены
Творческое объединение научно-технического направления «ЛЕГО-умники», работает в «Спутнике» четвертый год. Благодаря областной субсидии закуплено новое оборудование, которое открывает новые возможности постижения этой прикладной науки не только для младших школьников, но и учащихся среднего звена. И позволит участвовать в областных соревнованиях по робототехнике.
«С введением нового образовательного стандарта робототехника потихоньку внедряется в основное обучение, - рассказывает руководитель объединения, педагог дополнительного образования Гарегин Макян, - причем это такой универсальный инструмент, который можно использовать практически на всех учебных предметах: и на информатике, и на технологии, и математике».
Это не обычный конструктор ЛЕГО, который можно купить в любом магазине, такие роботизированные наборы разработаны специально для образовательных учреждений. И дети в них не просто играют, они получают технические и естественнонаучные знания в процессе сборки.
«Собирают, например, крокодила. В промежутках между этапами программирования и сборки преподаватель дает им сведения о том, где крокодилы обитают, что это за представители земной фауны. То есть полученные знания школьники смогут использовать на уроках по окружающему миру и биологии», - поясняет руководитель.
Гарегин Андреевич признается, что после первого выпуска пришло много первоклассников, с ними работать сложнее, но интересно. И то, что они на занятии шумят, то это все по делу: идет творческий процесс, дети собирают робота, общаются, учатся работать в команде.
На начальном этапе действуют по заданной схеме, потом, освоив базовые модели, начинают конструировать фантазийно, додумывать, доделывать. Постоянно экспериментируют. Так, например, собирая модель с ременной передачей и располагая ремень по-разному, получают новые варианты движения. «Здесь все ограничено только фантазией человека», - авторитетно заявляет педагог.
А то достали уже со своими танцами, и макраме.
Хоть нормальным, нужным делам детей учить будут.
А электроники там не нужны случаем? Могу тоже многому научить. =)