Спустя два года после избрания губернатором Владимир Городецкий подвел промежуточные итоги: он выступил как стратег, обозначив приоритетные проекты, но отметил и тактические успехи, достигнутые в сложных экономических условиях. Чиновник, который за 13 лет руководства Новосибирска традиционно воспринимался как управленец и специалист в городском хозяйстве, сумел позиционировать себя как политик и экономист с федеральными возможностями, пишет "Тайга.инфо".
Все началось на этапе избирательной кампании в 2014 году, когда по итогам переговоров и аппаратных соглашений КПРФ не стала выставлять против него конкурента. В результате Городецкий победил в конкурентной, но комфортной для себя борьбе, подчеркнув, что в роли губернатора не намерен оставаться только хозяйственником. Сразу после получения нового статуса он принялся «замирять» горсоветы и мэров городов, «разруливать» конфликты и управленческий хаос.
«Я ощутил в 2014 году многие проблемы недостаточной эффективности управленческих структур в некоторых муниципальных образованиях: это недостаточный диалог с депутатским корпусом в городе Оби, Бердске; это даже противостояние между руководством райцентров и муниципальными районами. И нужно было принимать меры, чтобы эту ситуацию нормализовать. И по большинству направлений удалось это сделать», — вспомнил губернатор.
Высший управленческий состав в крупных городах, прилегающих к Новосибирску, значительно обновился. Мэром Оби на открытых выборах избран Александр Мозжерин, главой Бердска по решению местных депутатов стал Евгений Шестернин, до этого много лет работавший в системе администрации Новосибирска. По итогам сентябрьских выборов, возможно, сменится и руководство Искитима, где градоначальник Виктор Пфейфер избирается в горсовет.
Владимир Городецкий проявил себя гибким политиком в отношениях с областным центром, которым прежде руководил сам — сумел договориться с мэром Новосибирска и использовать давние связи с большинством депутатов. Открытого противостояния наблюдатели не увидели, хотя глава региона несколько раз указывал городским руководителям на управленческие недочеты с его точки зрения. При этом градус не повышался до партийного противостояния, чего ждали различные группы влияния, поэтому повода переводить отношения на «военные рельсы» у обеих сторон не было.
Роль депутатов оказалась более весомой, чем прежде — как в диалоге фракций, так и в плане мнений, резких решений комитетов
Вполне конструктивным оказалось и взаимодействие с депутатским корпусом, избранным в сентябре 2015 года. Хотя партия власти в борьбе за пост спикера поддержала Ивана Мороза, а не победившего Андрея Шимкива, губернатор первым сделал шаг навстречу, объявив, что уважает решение заксобрания и готов работать с новым руководством регионального парламента. Роль депутатов оказалась более весомой, чем прежде — как в плане диалога различных фракций, так и в плане самостоятельности мнений, резких решений комитетов, чего не бывало довольно давно. При этом в ключевых для региона вопросах обе ветви власти находили общий язык.
На протяжении нескольких лет истеблишлмент привыкал к жесткому противостоянию между группами, выбору между двумя векторами влияния, силовым методам в отношениях заксобрания и правительства, а также к многочисленным конфликтам в районах и городах, которые областные менеджеры не способны были погасить. При Владимире Городецком, сумевшем пересидеть многих сильных политиков, модель элитных договоренностей значительно изменилась. Губернатор подчеркивал, что готов принимать и диалог, и критику, если они направлены на решение реальных задач.
Параллельно с решением политических вопросов региональные власти анализировали экономический потенциал. Сбалансированность бюджета была неидеальной, а наступивший кризис не гарантировал прихода крупных инвесторов или серьезных федеральных вливаний. По признанию Городецкого, некоторое время ушло на изучение территории и вариантов развития, а затем в правительстве сумели выстроить приоритеты.
«В результате глубокого анализа, с учетом того потенциала, которым обладает Новосибирская область, мы с членами моей команды определили три стратегических направления, — рассказал губернатор. — Прежде всего, это программа реиндустриализации, которая предусматривает модернизацию экономики области. Это программа развития сельских территорий, которая направлена на повышение качества жизни и улучшение социально-экономических показателей в АПК. И третье — это развитие Новосибирской агломерации как плацдарма для повышения конкурентоспособности региона и механизма реализации этих приоритетных направлений. Сегодня планы эти частично воплощаются».
По словам главы региона, сложные экономические условия поставили правительство в жесткие рамки, но задача от этого не изменилась. Школу антикризисного управления он прошел восемь лет назад: «Я знаю, что некоторые политики считают, что в такое кризисное время главная задача — обеспечить выживание, дождаться, что кризис закончится. Я всегда был другого мнения и благодарен, что мои коллеги по правительству поддерживают его. И мы убедились в правоте в 2008–2009 годах, когда кризис был, наверное, даже еще жестче. И в это время не просто ждали, а разрабатывали стратегический план устойчивого развития города Новосибирска. Наша цель как органов власти — к тому моменту, когда кризис закончится, создать механизмы реализации того потенциала, которым мы располагаем, чтобы позволить далее конкурировать на глобальных рынках».
По данным правительства, в начале 2015 года был принят антикризисный план, который направлен на активизацию экономического роста, поддержку импортозамещения и экспорта и содержит меры по социальной поддержке граждан. На эти цели было направлено около 25 млрд рублей в 2015-м, и еще почти 26 млрд рублей — в 2016-м. Благодаря этому в Новосибирской области не произошло массовых сокращений работников. Сейчас уровень общей безработицы в регионе ниже среднего по СФО.
Главное, что многолетний мэр Новосибирска показал на новом посту — умение выживать в любых условиях и сохранять социальную стабильность, балансируя между группами влияния
Владимир Городецкий подчеркнул безусловный приоритет социальных обязательств — региональной власти удалось улучшить ситуацию с исполнением бюджета, снизив дефицит. Из-за этого все выплаты бюджетникам осуществлялись без существенных сбоев, чего не удалось выполнить некоторым регионам Сибири. Та же безконфликтная ситуация сложилась и в сфере пригородных перевозок, которая, учитывая маятниковую миграцию в областной центр, имеет ключевое значение, в том числе и для рынка труда. Все это обеспечило выверенность одного из главных показателей для федерального центра — социальной стабильности и отсутствия значимых конфликтов.
Отдельно он отметил развитие строительной отрасли — она лидирует и по объему инвестиций, и по количеству занятых. В 2015 году были введены рекордные 2,6 млн кв. м. Такие Это объясняется высокой обеспеченностью Новосибирской области материалами и технологиями, и политикой, нацеленной на комплексную застройку территорий. В прежние годы Новосибирская область серьезно отставала в решении проблем дольщиков: за два последних года обеспечено продвижение в работах на 37 долгостроях.
Активизация капитального ремонта — это совместная задача города и региональных властей, подчеркнул Городецкий, таким образом разделив обязанности администрация Новосибирска, где сконцентрирована большая часть многоквартирных домов. Также в областном центре планируется строительство четвертого моста, этот проект призван придать импульс дорожным и строительным организациям.
Значительный фрагмент выступления губернатора оказался посвящен не столько отчету, сколько формулирования первоочередных задач для своей администрации. По его словам, экономическая перспектива зависит от темпов реализации программы реиндустриализации. В ней объединены конкурентные преимущества региона: наука, инновации и высокотехнологичное производство. Выполнение программы позволит увеличить долю инновационно-технологического сегмента в структуре ВРП с 23 до 35%, а долю инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг — с 10 до 22%.
Владимир Городецкий конкретизировал направления работы правительства: обеспечение притока инвестиций и реализация крупных проектов государственно-частного партнерства, объединение элиты региона для обсуждения инвестпроектов, подъем экономики села и уровня жизни населения за счет программ трудоустройства и поддержки малого бизнеса, увеличение численности населения (за счет снижения смертности и роста рождаемости), а также реализация «эффективной кадровой политики, нацеленной на реиндустриализацию».
Вокруг этих задач губернатор намерен сплачивать своих подчиненных, депутатов и бизнес. Он по-прежнему выглядит единственным объединяющим звеном правительства, способным подталкивать хозяйственные проекты и договариваться с главными политическими игроками. Главное, что многолетний мэр Новосибирска доказал на новом посту за два года — это умение выживать в любых условиях и сохранять социальную стабильность, балансируя между различными группами влияния, которые много раз показывали свою непредсказуемость и нелюбовь к варягам. Для федерального центра умений Городецкого до сих пор оказывалось достаточно для сохранения его мандата на управление.