Невозможно, наверное, передать словами то состояние души, когда удается заинтересовать своим делом окружающих людей. Особенно, если это ребята летнего лагеря, которые про войну слышали только по рассказам своих бабушек и дедушек.
И вот перед ними настоящее оружие, которое можно потрогать руками, бросить гранату и даже закопать мину в песок, вооружившись настоящей лопатой. Один вопрос задавали дети с удивленными глазами: «А это настоящее?». И в ответ они слышали твердые слова человека в военной форме, организатора этой необычной интерактивной выставки - руководителя школьного музея Николая Шелегина: «Да, это дезактивированные образцы стрелкового оружия периода Великой Отечественной войны. Есть и подлинные образцы снаряжения с маркировкой 1941, 1943, 1945 года».
Выставка включала в себя два этапа. Первый – информационный, в ходе которого участники выставки получали подробную информацию о назначении и боевом применении образцов оружия и снаряжения. Образцы военной техники военного времени были представлены на выставке в виде документальных фотографий.
Юному реконструктору из числа ребят школьного военно-исторического кружка «Юный разведчик» в снаряжении бойца штурмового батальона пришлось выдержать яростную «атаку» детских рук, которые испытывали на прочность стальной нагрудник НС–42 и каску.
Образ медицинской сестры в халате и пилотке пользовался особой популярностью у девочек. Им непременно хотелось провести операцию на манекене, используя подлинные медицинские инструменты, бережно уложенные в стальных биксах.
Вот на поляне растянута плащ-палатка, в которую можно будет залезть и полежать на разостланной внутри солдатской шинели.
Каждый мог ощутить в руке жуткий холодок ребристой «лимонки» - легендарной гранаты Ф-1, а желающие даже могли метнуть её в сторону условного противника.
Пограничник у столба, символизирующего границу нашей Родины, стал местом коллективного фотографирования всех участников и гостей выставки.
Настоящими саперами ощутили себя те дети, которые поучаствовали в процессе минирования дороги тяжеленными минами ТМД-44 в деревянных корпусах.
Второй этап – интерактивный, проводился с участием юных реконструкторов, которые помогали участникам выставки вжиться в роль стрелков, саперов, военных медиков, пограничников. Вдоволь, без ограничения времени, «повоевать» в парковой зоне школы, сделать фотографии с оружием и в форме военного времени.
Наиболее активной участницей выставки оказалась Ирина Шлей, учащаяся 2 класса, которая была в числе первых на каждом этапе выставки, задавала вопросы, принимала активное участие в процессах изучения принципов работы военных. Именно её восторженный отзыв о выставке вызвал массу улыбок у организаторов. Надев фуражку одного из парней, с автоматом в руках, она рассказала о своих впечатлениях:
- Мне понравилось защищать границу, рассматривать и трогать оружие и гранаты, делать операции на манекене.
По мнению Николая Шелегина, выставка дала возможность учащимся в какой-то мере ощутить себя в роли участников далеких героических событий, почувствовать ощущение боевого металла, вспомнить членов семей, участвовавших в защите Родины.
Оценивая эффективность такой формы музейной деятельности, педагоги – руководители детского лагеря - отметили информационную насыщенность выставки, яркое эмоциональное воздействие на детей, отсутствие жесткой временной регламентации, возможности проявления индивидуальности каждого ребенка в восприятии материалов выставки.
«Полевой музей» является активной составной формой работы музейного комплекса школы №2 по внедрению «музейной педагогики» в образовательный процесс школы. «Полевой музей» открыт для сотрудничества с другими школами, патриотическими клубами и объединениями города.
Руководитель детского лагеря школы №2 Т.И. Никулина.