Выход в эфир на федеральном телеканале «Россия-1» фильма Аркадия Мамонтова о коррупционных проявлениях в среде региональных чиновников с упоминанием спикера заксобрания Новосибирской области Андрея Шимкива отрицательно сказалось на рейтинге области. В фильме, ноапомним, говорится, что Шимкив якобы скупал землю "мертвых душ". Шимкив избирался от Искитимского района. Рейтинг ежемесячно составляет фонд «Петербургская политика».
Новосибирская область расположилась в рейтинге на одной из позиций с самой низкой социально-политической устойчивостью. Ниже только Кабардино-Балкария, Дагестан и Северная Осетия. У НСО коэффициент 4.0, а самого социально устойчивого региона, Кемеровской области, - 8.
На рейтинге положительно сказались следующие событие, сделали вывод эксперты:
Обсуждение делегацией во главе с губернатором Владимиром Городецким вопросов расширения сотрудничества с Белоруссией
Рабочая встреча губернатора Владимира Городецкого с делегацией из Италии по вопросам развития гостиничного бизнеса
Повышение заксобранием прожиточного минимума пенсионеров на 2016 год
Снижение за год на 13% кредитной нагрузки населения по данным Объединенного кредитного бюро
4-е место по строительству жилья на душу населения по данным Росстата
19-е место по депозитам физических лиц на душу населения по данным агентства деловой информации Top-RF.ru (122000 рублей)
Высокий уровень развития медиасферы в исследовании фонда «Медиастандарт», проведенном при поддержке Комитета гражданских инициатив
Сказались негативно следующие события:
Гибель от взрыва гранаты в автомобиле депутата заксобрания Оксаны Бобровской и ее супруга
Скандал в Новосибирске вокруг остановки по решению суда строительства торгового комплекса «Норд Сити Молл», в который должны были переехать арендаторы закрытого Гусинобродского вещевого рынка
Выход на федеральном телеканале «Россия 1» фильма Аркадия Мамонтова о коррупционных проявлениях в среде региональных чиновников с упоминанием спикера заксобрания Андрея Шимкива
Акции протеста дальнобойщиков против введения платы за проезд по федеральным трассам
Повышенные риски протестной активности в исследовании Комитета гражданских инициатив
Нейтральную оценку имеет направление в суд уголовного дела бывшего губернатора Василия Юрченко, обвиняемого в превышении должностных полномочий.
Аналитический комментарий
Ключевым событием социально-политической жизни стали в ноябре акции протеста дальнобойщиков, охватившие несколько десятков регионов. Эти события не могли не застать губернаторский корпус врасплох. Природа и механизмы протеста, а также причины сочувствия ему значительной части общества были в целом мало понятны для управленческих элит, считает президент фона Михаил Виноградов.
Возможности местных администраций участвовать в урегулировании ситуации были крайне ограничены: не имея влияния ни на разработчиков системы «Платон», ни на действия правоохранительных органов, регионы по сути теряли очки, не являясь стороной конфликта. Наконец, в условиях отсутствия четкого федерального сигнала об оптимальных механизмах реакции на протесты регионы действовали на свое усмотрение и часто импровизировали.
Обобщая реакции региональных властей на кризисную ситуацию, можно выделить четыре типа поведения:
1. Идеологизированное противостояние, предполагающие отказ от разбора претензий дальнобойщиков и выдвижение ответных обвинений в «безмозглости» (губернатор Архангельской области Игорь Орлов) и попытках «проверить на прочность политическую систему» (полпред в Уральском федеральном округе Игорь Холманских). Одновременно имели место попытки использовать организационную слабость дальнобойщиков, их способность к легкому отказу от протеста или готовность уступить давлению правоохранительных органов.
2. Патернализм. Предполагает акцент на выгодах для простых граждан от внедрения системы “Платон” – получение средств на строительство моста через Ахтубу в Волгограде, Фрунзенского моста в Самаре, реконструкцию Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону, ремонт Гоголевского моста в Петрозаводске. Дальше других здесь пошел председатель Курганской областной думы Дмитрий Фролов, позиционировавший систему “Платон” как способ уничтожить нелегальные перевозки, сдерживающие развитие экономики (в частности, по его версии, сельхозпроизводителям выгоднее самостоятельно перевозить продукцию, а не пользоваться услугами сторонних транспортников).
3. Лоббизм. Кризис на рынке грузоперевозок был использован для выдвижения инициатив, удовлетворяющих интересы регионов. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил распространить систему «Платон» на региональные дороги, глава Ленинградской области Александр Дрозденко и министерство транспорта Пермского края занялись разработкой схем взимания платы с большегрузов за проезд по региональным и муниципальным дорогам. Департамент дорожного хозяйства Ярославской области объявил об ограничении движения большегрузов по региональным трассам.
4. “Братание” – максимальная открытость по отношению к дальнобойщикам с демонстрацией понимания причин, вызвавших их протест. Наиболее заметным шагом стало обещание мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана передать в администрацию президента обращение бастующих дальнобойщиков. При этом в поведении как Ройзмана, так и Холманского можно усмотреть попытки нивелировать успех губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, связанный с открытием Центра Ельцина.
Белгородский губернатор Евгений Савченко попросил Минтранс установить переходный период для налаживания полноценной системы работы “Платон”, губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил дополнить мораторий введением льготного тарифа для Дальнего Востока, главы Оренбургской и Ульяновской областей Юрий Берг и Сергей Морозов провели встречи с дальнобойщиками, в первом случае было обещано оказать помощь “в рамках своих полномочий”, во втором – рассмотреть вопрос о поддержке малого бизнеса, оказавшегося в сложных обстоятельствах.
В целом управленческие элиты регионов показали отсутствие выводов из протестных акций минувших лет – от прошлогодних выступлений в защиту медицины и образования (потенциал которых оказался невысок) до громких событий вокруг Химкинского леса. Реакции региональных элит остаются спонтанными, а общее понимание приоды протестных акций и оптимальных механизмов реагирования на них к настоящему времени не сформировалось. А в случае успеха попыток политических партий «навести мосты» с дальнобойщиками значимость темы социальных выступлений в выборный год может вырасти.