Чиновники областного минобра объявили о начале беспрецедентной кампании по уничтожению второй смены в новосибирских школах — на борьбу с уроками после обеда они готовы потратить за 10 лет баснословные суммы. По статистике, каждый пятый новосибирский школяр учится во вторую смену — в советское время, вспоминают педагоги, таких было около трети. О том, как директоров выселяют из просторных кабинетов ради дополнительных классов, почему идея дополнительных занятий после уроков по-прежнему остается утопией и как выкручиваются из положения директора «перенаселенных» школ — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Стандарты минобра предписывают школам учить детей с утра, а не с обеда. Поэтому в преддверии нового учебного года в школах области затеяли масштабную реконструкцию учебного процесса. Как сообщил накануне РБК со ссылкой на Сергея Нелюбова, министра образования, науки и инновационной политики НСО, в прошлом учебном году во вторую смену учился примерно каждый пятый школьник региона. Готовясь к полной отмене вторых и третьих смен, сообщил Сергей Нелюбов, к 1 сентября властям удалось перевести в первую смену 110 классов.
Для полной победы над поздними звонками, также сообщил РБК чиновник, нужно построить и реконструировать 27 образовательных учреждений. В первую очередь программа охватит Плющихинский жилмассив, Заельцовский, Калининский и Ленинский районы.
Начальник управления материальных ресурсов и государственных заданий областного минобра Юрий Савостьянов пояснил НГС.НОВОСТИ: речь идет о долгосрочных перспективах.
- Поставлена такая задача: до 2018 года — начальная школа, до 2020 года — решить вопрос по старшим классам, а до 2025 года — решить вопрос по основной школе и по ветхим зданиям. Мы сейчас готовим свою программу <реконструкции>, и первое, что изучили — обстановку в районах, — пояснил он.
Потратить на программу из федерального бюджета за 10 лет пока предполагают больше 2,3 трлн рублей (по всей стране).
На вопрос о том, чем именно плоха вторая смена, Юрий Савостьянов ответил, что борьба с ней идет из-за введения нового государственного образовательного стандарта, который «предъявляет повышенные требования и к дополнительному образованию, и к предметам».
- На самом деле, ничего плохого в ней нет, и все наши школы строились изначально в советское время с расчетом занятий во вторую смену — треть учеников, по-моему, должна была заниматься в две смены… У нас есть задача, чтобы была школа полного дня, все-таки биологически человек так устроен, что способен усваивать сложные предметы в первой половине дня. Поэтому рекомендуют занятия основные проводить в утренние часы, — заметил Юрий Савостьянов.
В некоторых школах, рассказал он, удалось решить проблему малыми усилиями, просто переселив директоров и администрацию школ из просторных кабинетов в помещения поскромнее. Кроме того, чиновники задумались о перенарезке микроучастков школ, чтобы хоть немного нивелировать последствия точечной застройки.
Директор школы № 4 Анна Боярская пожаловалась: даже у тех школ, где пока находят возможность лавировать и учить детей в одну смену, запас маневров подходит к концу.
- Мы еще работаем в одну смену, но уже в этом году из 12 классов, которые были в пристройке, вынуждены были залезть в основную школу, занять 2 класса. Но у меня через год возникнет громаднейшая проблема, когда на территории жиркомбината будет построен проект "Огни Сибири". Они заявили там 20 домов! — Опасается педагог. При этом пойти привычным путем и увеличить количество учеников в классах, констатировала она, не дают чиновники: «Если больше 25 учеников <в классе> — нас страшно штрафует Роспотребнадзор!» — рассказала Анна Боярская.
Депутат горсовета Новосибирска и директор школы № 65 (расположена на Затулинке) Владимир Алексеев констатирует: вся проблема упирается в количество свободных классов. «У нас 14 начальных классов, а кабинетов в "началке" — всего 8. Я же не посажу детей среднего возраста за маленькие парты: пришлось часть начальных классов перевести во вторую», — рассказал он. Строительство пристроек, на которые власти намерены выделить деньги, считает Владимир Алексеев, ситуацию исправят лишь отчасти — опять же из-за новых стандартов: по причине ограничения «не больше 25 учеников в классе» классов все равно будет больше, чем свободных кабинетов.
Родители новосибирских школяров отмечают, что пока борьба со второй сменой в школах носит бессистемный характер и только увеличивает хаос.
- Ужасное — так можно назвать расписание, по которому учились наши дети в 7-м классе, — жалуется Анатолий А., чьи дети ходят в школу № 120. - В среду, например, дети приходили к 12 часам на 3 урока, а на следующий день <учились> с 2 часов и до 6–7 вечера. Все кружки и дополнительные занятия — мимо, просто нереально подстроиться.
Проблема, отмечают опрошенные автором родители школьников из разных районов города, одна — из-за большого количества учеников на все классы не хватает кабинетов. Поэтому дети учатся в две, а где-то — даже в три смены, когда их вклинивают между двумя сменами с «нулевыми» уроками и ставят уроки после 5 вечера. Некоторые школы находят и вовсе экстравагантные методы. Например, Валентина К. из Кировского района (номер школы она отказалась называть, опасаясь репрессий со стороны администрации) рассказала, как
в прошлом году на родительском собрании им предложили перегородить коридор, скинуться и построить новый класс — родителям пришлось согласиться.
Директор школы № 65 Владимир Алексеев отметил, что для 1–4-х и 9–11-х классов, как показал проведенный им мониторинг, действительно лучше учиться в первую смену, ученики средних классов вполне комфортно чувствуют себя и во вторую. Борьбу за уроки только в первую смену ради дополнительных занятий после обеда собеседник назвал популизмом:
- Идея хорошая, но для этого нужны технические средства и нужны огромные финансовые вливания, <которых нет>, — резюмировал он.