В соответствии с Федеральным законом № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Сформировавшаяся на сегодняшний день автотранспортная сеть полностью обеспечивает потребности населения района в пассажирских перевозках.
Обслуживается население 66 населенных пунктов района.
Всего за 2014 год перевезено 2617 тысяч пассажиров, что незначительно превышает аналогичный показатель за 2013 года.
Пассажироперевозки в районе в 2014 году осуществляли 5 предприятий и 8 индивидуальных предпринимателей, по 34 маршрутам, в т.ч. 23 социальным маршрутам.
В этой сфере задействована 61 единица автотранспорта.
На 2014 год с перевозчиками, работающими на межмуниципальных маршрутах, проходящих по территории г. Искитима, г. Бердска и Искитимского района заключены 14 договоров на коммерческие перевозки в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Администрация Искитимского района заключила договора с 2-мя перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки на внутрирайонных маршрутах (ИП Белан и ИП Ткаченко).
С предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальные перевозки были заключены трехсторонние договоры на организацию перевозки пассажиров и возмещение им расходов при выполнении регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам с предоставлением услуг всем льготным категориям граждан. Третьим лицом в этих договорах выступает министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
С целью компенсации убытков перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий граждан, ежемесячно перечисляется средства из областного бюджета, за 2014 год перечислено 40,5 млн.рублей. В 1 квартале 2014 года на эти же цели из районного бюджетов было выплачено – 1,164 млн.руб.
В марте 2014 года в районе сложилась сложная обстановка по организации транспортного обслуживания населения в связи с трудным финансовым положением и недостаточным количеством подвижного состава в ООО «ПАТП-1», на то момент являющимся основным перевозчиком в районе. Было проведено перераспределение 10 социальных маршрутов между перевозчиками: — 5 социальных маршрутов были переданы на обслуживание в МКП ИР «ПАТП» и 5 маршрутов — индивидуальным предпринимателям.
Для организации обслуживания этих маршрутов в 2014 году администрацией района приобретены 3 автобуса марки «ПАЗ» для МКП ИР «ПАТП» (на общую сумму более 3,9 млн.рублей), а также за счет собственных средств, индивидуальными предпринимателями Грановым С.В. и Ткаченко С.С. приобретены по 2 автобуса марки «ПАЗ».
В результате такого перераспределения МКП ИР «ПАТП» стал основным перевозчиком в районе, обслуживающим 22 маршрута (15 социальных, 7 коммерческих маршрутов), что составляет более 60 % общего объема транспортной работы. В связи с увеличением автопарка, на территории МКП ИР «ПАТП» в 2014 году за счет средств районного бюджета построен ангар для стоянки и мойки автотранспорта, а за счет собственных средств предприятия подведено отопление, оборудована система канализации и водоснабжения.
На основании письма министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области была продолжена оптимизация маршрутной сети района. В результате проведенной оптимизации на 8 маршрутах заезды в малые села осуществляются только утром и вечером, в режиме пятидневки (жители на сходах граждан самостоятельно выбрали 2 дня в неделю, когда их населенный пункт не будет обслуживаться пассажирским транспортом). Маршрут «Искитим – Тальменка» сокращен на 1 рейс (произвели перераспределение рейсов стало 4 льготных и 3 коммерческих). Маршрут «Искитим-Койниха» объединили с маршрутом «Искитим – Александровский – Рябчинка».
В результате проведенной оптимизации и перераспределения маршрутов, а также в связи с изменением схем движения из-за закрытия моста «Путепровода» г. Искитима, в 2014 году было принято 5 постановлений об изменениях и дополнениях в графиках движения автобусов. Окончательное расписание движения всех транспортных средств по осуществлению пассажироперевозок утверждено постановлением администрации Искитимского района от 07.12.14 г. № 2759 «О расписании движения пассажирского автотранспорта по маршрутам регулярного сообщения на территории Искитимского района». В 2015 году уже были внесены новые изменения для улучшения качества обслуживания населения.
В течение 2014 года тариф на проезд в пассажирском транспорте не менялся и оставался на уровне 2013 года. Только с 25 февраля 2015 года тарифы были увеличены в соответствии с приказом департамента по тарифам.
За 2014 год в администрацию района поступило 51 обращение (33 письменных обращений и 18 устных обращений) от жителей района по транспортному обслуживанию с просьбами об изменении расписания движения пассажирских автобусов, с жалобами на нарушение графиков движения, переполненность автобусов, что на 24% меньше прошлого года (2013 год — 67 обращений). Все жалобы и обращения рассмотрены, по ним приняты определенные решения или даны конкретные разъяснения. Большая часть сбоев происходит по причинам, независящим от перевозчиков и администрации района.
Одной из причин нарушения графика движения является низкий температурный режим в зимний период и несоответствие дороги требованиям безопасности перевозки пассажиров во время гололеда и сильного снегопада.
Для решения проблемы некачественного транспортного обслуживания населения района, в течение 2014 года были проведены заседания при главе Искитимского района и при заместителе главы администрации района по экономическим вопросам, а также данные вопросы рассматривались на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, с участием руководителей автотранспортных предприятий и дорожных служб, обслуживающих район. Принимались оперативные решения о выполнении мероприятий по улучшению качества состояния внутрирайонных дорог и обеспечению регулярных пассажироперевозок.
1 раз в полугодие специалистами УЭРПиТ проводится обследование пассажиропотока по методике, утвержденной приказом Минтранса НСО.
Поступающие жалобы, обращения жителей района помогают осуществлять мониторинг транспортного обслуживания на территории района. Результаты мониторинга служат основой для пересмотра расписания, изменения количества рейсов и схем движения маршрутов. Так, например в летний период были организованы дополнительные дачные рейсы до ст.Евсино и п.Дорогино. Организован заезд в район Геологоразведки п.Листвянский – 3 раза в день. В 4 квартале был организован заезд рейсового автобуса на б.о. «Балуш» где находились лица, вынужденно покинувшие территорию Украины.
В октябре управлением экономического развития, промышленности и торговли, в день работников автомобильного транспорта, для водителей администрации района и водителей, осуществляющих пассажироперевозки на территории Искитимского района, 7-ой раз проводилось мероприятие, на котором вручались грамоты, благодарственные письма и ценные подарки. Проведение этого мероприятия стало традиционным для администрации района.
Несмотря на большую работу по организации пассажироперевозок, остаются нерешенными ряд проблем:
— неудовлетворительное состояние межпоселковых дорог (провалы, выбоины, размывы, коллейность), которое влияет на техническое состояние транспорта, по этой причине в осеннее-весенний период, были сбои в работе автотранспорта;
— ограничение транспортной доступности удаленных населенных пунктов в зимний период, в связи с недостаточным количеством снегоуборочной техники у обслуживающих организаций, которая не успевает во время снегопадов очистить все дороги к утренним рейсам (по направлению в, Усть-Чем — Харино, д. Михайловка, п. Дзержинский-Дубинский, Нижний — Коен, Белово, Сосновка). Во время гололеда дороги своевременно не посыпаются.
Большая часть запланированных на 2014 год мероприятий по развитию транспортного комплекса выполнены, нерешенным остался вопрос внедрения микропроцессорной пластиковой карты «Социальная карта» на территории Искитимского района для персонифицированного учета каждой поездки.
Данное мероприятие планируется к реализации в 2015 году, при наличии финансовых средств.
Также будет продолжена совместная работа администрации района и МКП ИР «ПАТП» по укреплению материально-технической базы предприятия.
Полное соблюдение договорных обязательств, соблюдение требований закона «О защите прав потребителей», регулярная работа с водительским составом по повышению культуры и качества обслуживания населения – таковы требования к работе перевозчиков. Усилия администрации района были и будут направлены на их соблюдение.
Начальник УЭРП и Т Л.А. Пастушенко