Так называемых пупсов с первичными половыми признаками все чаще можно встретить в российских детских садах. Причем появляются они вовсе не по воле воспитателей, а по требованию региональных методистов. Сопредседатель Национальной родительской ассоциации, член координационного совета при президенте РФ по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы Елена Третьякова намерена предложить президентскому совету запретить использовать в дошкольном образовании подобные игрушки, сообщают Известия. Свое предложение она внесет на ближайшем заседании рабочей группы совета.
По словам Елены Третьяковой, мониторинг мнений родительской общественности показал, что родители дошкольников категорически против использования в детских садах натуралистичных игрушек с половыми признаками — так называемых анатомически правильных кукол. По их мнению, такие игрушки мешают нормальному поэтапному психологическому созреванию ребенка.
- Поскольку у нас нет единых стандартов игрушек для детских садов, многое отдано на откуп регионам, которые разрабатывают и внедряют собственные развивающие методики, — рассказала Третьякова. — Как представители родительской общественности, мы выступаем против популяризации методистами использования в воспитательной работе подобного наглядного материала. В детских садах не должно быть своего рода уроков полового воспитания, это вредно для детской психики. Этот вопрос не раз поднимали сами воспитатели и преподаватели дошкольных учреждений, вынужденные работать по новомодным методикам.
Анатомически правильные куклы изначально создавались преимущественно для образовательных и практических целей, в том числе как наглядные пособия для допроса детей, подвергшихся сексуальному насилию. В настоящее время производители пошли дальше — они создают роботизированные куклы (например, для приучения детей к горшку), которые, по утверждению производителей, выполнены с анатомической точностью в образовательных целях.
Возмущенные отзывы родителей по поводу такой продукции можно встретить и в сети на различных форумах.
- Из-за отсутствия единого стандарта игрушек для дошкольных образовательных учреждений наши западные оппоненты через различные организации продвигают свои бренды. Они рекомендуют нашим методистам использовать их в рамках новомодных образовательных программ. Мы, в свою очередь, стараемся донести до компетентных органов родительское мнение в пользу традиционного образования и воспитания наших детей, в пользу наших отечественных игрушек, — отметила Елена Третьякова.
Депутат Госдумы, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин солидарен с родительской общественностью.
- Если бы в первом классе мне вдруг начали преподавать физику, я бы не смог ничего осознать и осмыслить — человеческий мозг формируется поэтапно. Считаю, что игрушки для детских садов относятся к тому, что должно быть регламентировано на общероссийском уровне. Ни в коем случае нельзя отдавать это на усмотрение регионам. Дошкольный возраст — это как раз тот промежуток времени, когда ребенок наиболее впечатлителен, когда очень легко травмировать его психику, — считает Константин Субботин.
Детский клинический психолог, директор центра психолого-педагогической поддержки семьи «Нелишние дети» Елена Морозова считает, что страшна не сама игрушка, а ее неразумное использование.
— Разумеется, недопустимо давать таких пупсов в игру, акцентировать внимание на половых признаках и изучать их в дошкольном возрасте. Хотя какие-то гендерные различия дети все равно наблюдают друг у друга, поэтому здесь очень важна адекватная реакция взрослого, серьезная и деликатная воспитательная работа с ребенком. К сожалению, не все можно стандартизировать. Натуралистичные игрушки, в том числе «писающие», могут использоваться в терапевтической работе психологами в детских садах. С помощью такого наглядного пособия можно помочь ребенку справиться с энурезом. Но это, конечно же, должна быть индивидуальная работа, а не групповое занятие, — считает Елена Морозова.