Чуйский тракт, проходящий через Искитим, вошел в топ-10 самых красивых автодорог мира

Журнал National Geographic составил перечень десяти самых красивых автодорог мира. В него вошла и трасса М-52, проходящая через Новосибирскую область. Но красотой поразила алтайская часть дороги.

Чуйский тракт занял пятое место среди 10 красивейших дорог мира
Чуйский тракт занял пятое место среди 10 красивейших дорог мира

Федеральная трасса М-52 — единственная в рейтинге, которая представляет Россию. Кроме нее в десятку вошли ущелье Вердон (Франция), Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан), Далтон-Хайвей (США), Трансфэгэрашское шоссе (Румыния), Атлантическая дорога (Норвегия), Дорога больших ворот (Китай), Трасса 40 (Аргентина), Большой круг (США) и Великая океанская дорога (Австралия). Таким образом, охваченными оказались четыре континента, сообщает bankfax.ru.

– Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию, – пишет издание.

Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйскиий тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

Любопытно, что давая рекомендации туристам, о том, как удобнее всего добраться до Чуйского тракта, National Geographic указывает, что ближайший к автодороге аэропорт находится в Новосибирске (на самом деле — в Барнауле и Горно-Алтайске — прим. ред. БФ).

– Выезжать из Новосибирска надо строго на юг через Бердск на Искитим, Новоалтайск и Бийск, от которого через Горно-Алтайск и идет «Чуйский тракт», забирая на юго-восток (после Шебалино на двух больших перекрестках надо держаться левее) к границе с Монголией в селе Ташанта, – сообщает журнал.

Справка

Общая протяженность трассы М-52 (Чуйский тракт), протянувшейся от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, – 962 км.

На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины. Во второй половине XIX века рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта.

В начале XX века вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы. Далее, здесь начинает работу изыскательная экспедиция Вячеслава Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок, она не ремонтировалась 10 лет. Во время гражданской войны, отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 000 рублей.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох. В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты. Было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь. 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Одновременно трасса строилась и в северном направлении — к Новосибирску. Впоследствии всю трассу М-52 «Новосибирск-Ташанта» стали называть Чуйским трактом. Но особую красоту отметили именно на алтайском участке автомагистрали.

Источник: БФ

Мнение читателей
0
0
0
0
Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Спасибо за ваш голос
Моё мнение Комментарий Поделиться

Ваше мнение ценно: оставьте комментарий

войдите или зарегистрируйтесь, тогда Вам не придется вводить имя каждый раз, и Вы сможете настроить себе "аватар".
Ознакомьтесь с правилами комментирования