На сети стремятся сделать удобными для пассажиров все вокзалы, станции и остановочные пункты
Путешествие по железной дороге начинается с вокзала, на вокзале оно и заканчивается. Здесь можно зарядиться положительными эмоциями, но можно и испортить настроение на всю поездку. Накануне летнего сезона корреспонденты «Гудка» посмотрели, чем радуют и огорчают пассажиров вокзалы сети.
Перемены к лучшему
Главный вывод: многие вокзалы стали гораздо удобнее для пассажиров. «Только в прошлом году мы ввели в строй вокзал Новокузнецк, который соответствует всем международным стандартам по удобству для пассажиров, – рассказывает заместитель начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Владимир Куков. – А за последнее время реконструировали либо заново отстроили десятки, в том числе Камень-на-Оби, Прокопьевск, Барабинск».
Львиная доля вокзалов входит в состав транспортно-логистических сетей, расположившись по соседству с пригородными и автобусными станциями. При этом расписание автобусов привязано к графику движения поездов.
На вокзале Чита-2 Забайкальской РДЖВ обновили навигацию: она теперь на русском и английском языках с крупным шрифтом и пиктограммами. Хорошо заметными указателями обозначены и все места, оснащённые пандусами для инвалидов. Есть комнаты отдыха, матери и ребёнка. К услугам пассажиров в здании вокзала кафе, парикмахерская, медпункт, торговые киоски. Но комфортно в здании пока не везде. Например, в зале ожидания душно. Пассажир Людмила Иванова энергично обмахивается журналом, как веером. «Кондиционеров нет, очень жарко», – сетует она.
Та же проблема на вокзале Саратов-пассажирский Приволжской РДЖВ. Но ждать перемен к лучшему осталось недолго. «В ближайшее время откроется новый кассовый зал, оборудованный системой кондиционирования», – говорит заместитель начальника Приволжской РДЖВ Павел Сахошкин. На 2016 год запланирована реконструкция вокзала Чита-2. По словам начальника вокзала Вадима Альметкина, в ближайшие годы здесь появится приточно-вытяжная вентиляция и многое другое.
Мягкое место
Полина Анатольевна Мокшина возвращается домой из Владивостока. Сложив сумки возле мягкого кресла в зале повышенной комфортности вокзала Иркутск-пассажирский Восточно-Сибирской РДЖВ, она переводит дух и благодарит железнодорожников: «Там помогли сесть в поезд и здесь встретили с носильщиками. Спасибо всем за заботу».
В общем зале кресла не такие мягкие, как в помещении, где бесплатно разместили труженицу тыла Полину Анатольевну. «Если долго сидеть на железных сиденьях, дискомфорт возникает», – делится студентка Татьяна Ткачёва. Каждый день она ездит из Иркутска до Шелехова и обратно. Начальник дирекции Александр Синеев поясняет, что металлические сиденья устанавливались, чтобы противостоять вандалам. По его словам, на новых вокзалах кресла уже помягче, дойдёт очередь и до вокзала Иркутск-пассажирский.
Вскоре удобные кресла появятся и в зале ожидания вокзала Саратов-1 Приволжской РДЖВ. «Нынешние жёсткие, холодные и летом, и зимой», – объясняет саратовчанка Светлана Подгорнова. «На дорогу уже поступили диваны с мягкими вставками в общей сложности на 1260 мест, – рассказывает заместитель начальника дирекции Павел Сахошкин. – Их установят на вокзалах Саратовского, Волгоградского и Астраханского регионов к летнему графику».
О состоянии вокзала многое может рассказать поддержание порядка в его туалетах, убеждена жительница Орска Ирина Вольских, которая часто пользуется электричками. Пример для подражания в этом плане, с её точки зрения, – санитарный блок на вокзале Орск Южно-Уральской РДЖВ: «Удобно и очень чисто». Со дня основания станции туалет для пассажиров находился на улице. Какие уж тут удобства? Всё изменилось год назад, когда в цокольном этаже открыли санитарно-гигиенические комнаты. «Плитка, зеркала, автоматические сушилки и освежители воздуха – так выглядят сегодня гигиенические комнаты. Для людей с ограниченными возможностями есть туалет с пандусами», – рассказывает и. о. начальника вокзала Елизавета Скрытникова.
Такие комнаты появились на многих вокзалах Южно-Уральской РДЖВ. «До недавнего времени на 15 вокзалах из 20 туалеты были уличными. За семь лет проблему удалось решить», – отмечает начальник дирекции Юрий Пауесов. С уличными туалетами намерены распрощаться и на ЗСЖД. В этом году Западно-Сибирская РДЖВ сосредоточит усилия на вокзалах Искитим и Кулунда.
На вокзале Новосибирск-Восточный туалеты хотя и находятся в подвальном помещении, но местами проломленные стены давно просят покраски, напольная плитка вздыбилась. Вообще этот вокзал – один из проблемных на дороге: двухэтажное здание нуждается хотя бы в косметическом ремонте. Входа со стороны привокзальной площади нет. Попасть внутрь можно только через перрон. Одна из сотрудниц вокзала сообщила, что народа здесь мало, в основном это местные жители и дачники: «Людям проще добраться до Новосибирска-Главного и оттуда уже отправиться на поездах дальнего следования».
Единственный пассажир зала Валентина Ивановна ждёт поезд до Болотной: там у неё дача. «Туалет какой-никакой есть, касса есть, справочная есть – больше ничего и не надо, – говорит она. – Плохо одно: отсюда до ближайшей остановки общественного транспорта почти километр. Особенно тяжело весной, когда завозим на дачу инструменты, и осенью, когда вывозим урожай».
Реконструировать вокзал планируется в ближайшие два-три года, заверил Владимир Куков.
Полоса препятствий
Станция Первоуральск Свердловской РДЖВ. На электричку до Екатеринбурга столпотворение: люди спешат на работу. Они едва помещаются на узенькой островной платформе. «Очень неудобно, – жалуется Надежда Исупова. – Все на платформе не умещаются. Раньше было лучше: вагонов было шесть, а сейчас всего четыре. Бывает, что люди ждут поезд на платформе напротив, а при появлении электрички прыгают через пути».
Островную платформу начальник вокзала Первоуральск Елена Загорских называет больной темой: «Станция находится на транссибирском ходу, движение большое. Здесь к тому же пригородная зона. Случается, прибытие и отправление поездов совпадают по времени, и за безопасностью пассажиров приходится следить особенно пристально».
По словам ревизора по безопасности движения Свердловской РДЖВ Станислава Садыкова, ширина платформы – 1,8 м – в три раза меньше нормы. «Такая же ситуация на станциях Серов, Камышлов, Ревда. Они построены раньше 1998 года, когда ввели эту норму», – поясняет он. Расширить платформы невозможно без реконструкции станций с переносом путей, а это в ближайшее время нереально. «Используем запасной вариант, – говорит Елена Загорских. – Служба движения по возможности направляет пассажирские поезда к береговой платформе, но она бывает не всегда».
Чтобы сесть на поезд на вокзале Воронеж-1 Юго-Восточной РДЖВ, даже здоровому человеку нужно иметь неплохую физподготовку. На входе в первый кассовый зал пандуса нет, так что на инвалидной коляске без посторонней помощи по ступенькам не подняться. Чтобы, купив билет, переместиться в основное помещение вокзала, придётся проделать обратный путь: дверь туда есть, но на ней табличка «Входа нет». Так что лучше сразу идти через главный вход: и пандусы имеются, и кассы там есть, правда, зал поменьше.
К поездам тоже ведёт лестница. Если посадка на первом пути – хорошо, нужно преодолеть несколько ступеней вниз, к остальным ведёт подземный переход. Без пандусов. Так что пассажирам с тяжёлым багажом приходится попотеть. А инвалиду-колясочнику без двух помощников здесь и вовсе делать нечего. Пандусов нет ни по пути в переход, ни на спуске в зал с пригородными кассами.
Совсем другая картина на вокзале Воронеж-Курский: для людей с ограниченными возможностями на обоих входах с разных сторон оборудованы удобные пандусы с перилами. Одно плохо: этим комфортным вокзалом пользуются только пассажиры пригородных поездов, а Воронеж-1 – главный вокзал миллионного города.
Физическая выносливость пригодится и на вокзале Чита-2. Здесь над путями проходит виадук, который плавно перетекает в мост через реку Читинку (по нему можно пройти в другую часть города). Чтобы попасть к поезду, сначала нужно подняться по довольно крутым ступеням на виадук, потом спуститься. «Очень неудобно: подниматься, особенно с сумками и чемоданами, тяжело», – говорит жительница Читы Людмила Иванова.
Похожая проблема создаёт неудобства и пассажирам на станции Хабаровск-1. Несколько лет назад здесь закрыли подземный переход. «Нужно подниматься на виадук, что по высоте сравнимо с трёхэтажным зданием, идти по галерее в плотном потоке людей, ведь по мосту ходят и жители ближайшего микрорайона. Особенно трудно пожилым, пассажирам с детьми и с тяжёлым багажом», – говорит хабаровчанин Юрий Савочкин.
Но, как пояснили в Дальневосточной РДЖВ, закрыть тоннель было необходимо: он длительное время подвергался коррозии, система водоотведения не справлялась с потоком, что приводило к подтоплению после проливных дождей. Сооружению нужна современная система гидроизоляции, устройства водоотведения. Когда в 2007 году для пропуска людей на посадочные платформы в качестве временного решения над путями возвели виадук, планировалось сразу приступить к реконструкции подземного перехода. Но разразился финансовый кризис. Только в 2010–2011 годах пошли первые суммы на проектно-изыскательские работы, а к самой реконструкции приступили только в конце 2012-го. Задача непростая: тоннель проходит под 19 путями, а сама внеклассная станция Хабаровск-1 помимо обслуживания пассажирских поездов обеспечивает пропуск всего транзитного грузопотока к портам Дальнего Востока и обслуживает крупнейшее предприятие региона – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод.
Реконструкция идёт поэтапно. «В этом году реконструируют часть перехода под 9-м, 11-м и 13-м путями. Работы планируем завершить в 2016 году», – говорит начальник дирекции Владимир Долганов.
Игнат Вьюгин
Источник: Гудок