Власти Новосибирской области планируют создать железнодорожные и автомобильные маршруты в обход центра будущей Новосибирской агломерации, сообщил 21 марта министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин, по информации РИА Новости.
- Подразумевается строительство и формирование глобальных обходных маршрутов и по железнодорожному транспорту, и по автомобильному транспорту, который уже реализуется, и по высокоскоростному с близлежащими городами Сибирского федерального округа, — сказал Вершинин в своем докладе на конференции «Развитие агломераций России».
Он отметил, что власти понимают всю амбициозность этой задачи, поэтому планы по созданию агломерации разделили на несколько этапов. В первый включили наиболее востребованные и очевидно достижимые мероприятия.
Вершинин добавил, что стратегию развития Новосибирской области, в которую включены мероприятия, предусмотренные проектом агломерации, региональным властям предстоит скоординировать с федеральным центром и инвестиционными программами крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром.
Новый куратор агломерации
Вопрос создания новосибирской агломерации после назначения курировавшего проект замглавы региона Владимира Городецкого исполняющим обязанности губернатора продолжит курировать другой вице-губернатор.
Президент РФ Владимир Путин, напомним, 18 марта отправил в отставку новосибирского губернатора Василия Юрченко в связи с утратой доверия. Временно исполнять его обязанности президент назначил экс-мэра Новосибирска, вице-губернатора Владимира Городецкого. Во время работы в областном правительстве — с конца января 2014 года - он курировал проект создания новосибирской агломерации.
- Я глубоко убежден, что эту тему должен продолжить человек в должности заместителя (губернатора). Заместитель губернатора будет, сегодня его пока назвать не могу. Определюсь с человеком, который и понимает суть, что мы сделали, и понимает суть происходящего дальше, — сказал Городецкий 21 марта на брифинге в рамках конференции «Развитие агломераций России», как сообщает РИА Новости .
В свою очередь, замминистра регионального развития РФ Валерий Гаевский подчеркнул, что Новосибирская область сейчас является единственным регионом, где вопрос создания агломерации курировал лично вице-губернатор.
Агломерациям нужен новый подход в архитектуре
Власти российских городов при развитии агломераций должны следовать новым архитектурным и градостроительным подходам, заявил полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский на конференции «Развитие агломераций России», которая открылась 21 марта в Новосибирске.
Программа конференции включает пленарные заседания и круглые столы, в рамках которых будет представлен опыт развития агломераций в России и за рубежом, наиболее яркие результаты стратегического и территориального планирования, также участники будут рассматривать варианты решений наиболее часто возникающих проблем в этой сфере.
- К сожалению, рыночный этап нашего развития очень много нарушил в градостроительной политике, в архитектуре. <…> Очень серьезно то, что мы и не понимаем, как нужно планировать это материально-вещественное развитие агломерационных территорий. Мы понимаем, как решать социальные вопросы, но не понимаем, как строить, — сказал полпред.
Он пояснил, что сегодня города России развиваются за счет строительства новых микрорайонов на окраинах, при этом на уже освоенных территориях пространство используется неэффективно. Кроме того, Толоконский раскритиковал хаотичное размещение промышленных объектов, заявив, что сегодня их необходимо концентрировать в промышленных парках.
- Мы очень мало уделяем внимания и развитию транспортной инфраструктуры. А агломерация не может быть без дорог, не может быть без транспорта, — цитирует полпреда РИА Новости.
Проект Новосибирской агломерации готов
Агломерация — это скопление населенных пунктов, связанных друг с другом интенсивными хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями. Проще говоря, общими дорогами, транспортной системой, условиями для ведения бизнеса, проживания и так далее. Чаще всего агломерации складываются вокруг крупных городов, к которым постепенно примыкают города-спутники и просто расположенные рядом деревни и села.
Работа над проектом Новосибирской агломерации занимается консорциум, в который вошли российские ОАО «Гипрогор», ООО «СибНИИградостроительства», СГГА, Институт экономики СО РАН и британская Ove Arup & Partners International Ltd. В данный момент проект уже готов и его предстоит утвердить в Минрегионе. После чего все базовые документы агломерации будут выносить на публичное обсуждение.
Он предполагает создание агломерации, в которую войдут: Новосибирск, Бердск, город Обь, наукоград Кольцово, Искитим, и несколько муниципальных районов области (территория Новосибирского и Искитимского районов целиком и часть поселений Колыванского, Ордынского, Коченевского, Мошковского, Тогучинского и Черепановского районов). Таким образом, территория агломерации превысит 20 000 кв. км, а население — 2,4 млн человек.
Задачи создания агломерации - обеспечение комплексности развития территорий, благоприятного инвестиционного климата, создание условий для рационального размещения производственных мощностей, формирование единой системы инженерного обеспечения и прочее. Например, в рамках агломерации средства городского бюджета можно будет направлять на развитие инженерной инфраструктуры на территории Новосибирского района. Сегодня, по Бюджетному кодексу, оплаченная городом труба или дорога должна заканчиваться на границе с другим муниципалитетом, приводит пример 19rus.info.
Крах сибирских агломераций
Новосибирск отнюдь не первопроходец на пути создания агломерации. Другие сибирские регионы приступили к их формированию намного раньше. Первые шаги по созданию Иркутско-Черемховской агломерации были предприняты еще в 2008 году. Формально ее создание так и не было завершено, хотя на практике слияние Иркутска с близлежащими районами постепенно происходит. Так, Иркутский микрорайон, построенный за пределами городской черты, фактически пользуется инженерной инфраструктурой областного центра, а его жители там учатся и работают.
Однако, в конце 2012 года градостроительный совет при губернаторе Иркутской области принял решение о сворачивании всех работ по составлению генеральных планов и схем территориального планирования тех муниципалитетов, которые должны были сформировать агломерацию.
Еще более печальной оказалась судьба Красноярской агломерации, о создании которой было объявлено в 2008 году. В ее состав должны были войти города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск и четыре района: Емельяновский, Манский, Сухобузимский и Березовский. Был даже создан специальный фонд «Красноярск-2020». Предполагалось, что к 2020 году объем инвестиций в него достигнет 15 млрд долларов. Однако после отставки губернатора Александра Хлопонина, усиленно продвигавшего эту идею, деятельность по созданию агломерации постепенно сошла на нет.
Предпринята попытка создания агломерации и в Алтайском крае. В октябре 2012 года была создана ассоциация «Барнаульская агломерация», которая существует как юридическое лицо. Входят в нее Барнаул, город-спутник краевой столицы Новоалтайск и Первомайский район, а управляется она исполнительной дирекцией. В том же 2012 году была утверждена схема территориального развития Барнаульской агломерации. Но дальше формальных шагов дело не пошло.
Дальше всех среди сибирских агломераций продвинулась Абаканско-Черногорская, созданная в Хакасии. В 2012 году ей удалось получить финансовую поддержку: выиграть конкурс Минрегионразвития и войти в различные федеральные программы по получению средств на реализацию проектов в различных сферах. В 2013 году правительство республики опубликовало концепцию развития агломерации до 2020 года.
Причины неудач этих проектов эксперты видят, в том, что все они создавались «сверху». В самих регионах сторонников агломераций было немного.
- Многие поначалу считали, что это какая-то очередная глупость федерального центра, — прокомментировал Юрий Воронов «Русской планете».
Согласен с этим и Сергей Заусаев, главный специалист СибНИИ градостроительства, один из участников разработки концепции развития Новосибирской агломерации. По его словам, агломерация — это естественный процесс.
- Это объективный процесс, независимый от того, хотим мы этого или нет, — говорит Сергей Заусаев. – Все крупные города в мире формируют вокруг себя агломерационные связи.
Это проявляется в интенсивности внутренней суточной миграции жителей городов, которые утром едут на работу в центр города, а вечером — домой, в пригород; культурных и социальных связях, когда жители окрестных населенных пунктов ездят в центр крупного города за покупками, в театры, на выставки и так далее.
- Как только возникает сильное притяжение между городом и его окружением исследователи говорят о том, что агломерация сложилась, она функционирует, — продолжает Сергей Заусаев.
От конгломерата к агломерации
В случае с Новосибирском, областной центр и окружающие его поселения только сейчас подошли к такой стадии своего развития, когда можно говорить о том, что Новосибирская агломерация сложилась и функционирует, считает Сергей Заусаев. Она уже существует как социально-экономическое явление и дальше будет развиваться естественным путем.
По словам Юрия Воронова, и сам Новосибирск является конгломератом нескольких городов. Это Новосибирск-Центральный, Западный, Восточный и Южный. К Новониколаевску, который стал ядром будущего Новосибирска, в разные годы присоединялись: левобережное село Кривощеково, Соцгород (зона, в которой жили рабочие с завода «Сибкомбайн»), анклав Пашино, Академгородок и поселок в районе станции Иня (теперь он превратился в Первомайский район города).
Именно поэтому одна из главных проблем современного Новосибирска, а, следовательно, и формирующейся агломерации, — транспортная. По мнению Сергея Заусаева, решать ее нужно за счет строительства скоростных магистралей, которые позволят перемещаться из одной отдаленной части города в другую, минуя центр. Генплан предусматривает их появление в поймах малых рек. Пока построена только Ипподромская магистраль, соединяющая Южную площадь, где берет начало Красный проспект, и район Сухого лога. В генплане перспективными названы магистрали Ельцовская, Тулинская и другие.
- К сожалению, ни генплан, ни схема территориального планирования (СТП) агломерации по действующим нормативным документам не обязаны содержать внутри себя перспективные транспортные схемы. Такая схема для Новосибирска была сделана независимо от генплана одной питерской организацией и сделана халтурно. В СТП агломерации удалось протащить городскую железную дорогу и использование Восточного объезда как хордовой магистрали. Над транспортной составляющей еще придется много работать, скорее всего, уже после ввода в строй Бугринского моста. Мы, и СГУПС просим, дайте денег на моделирование транспортных потоков левого берега после завершения третьего моста. Но все хотят увидеть, как оно схлопнется, на самом деле. Ждут коллапса, — цитирует Юрия Воронова novosibirsk.rusplt.ru.