В Сибирском федеральном округе обсудили вопросы формирования региональных сегментов национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц и подготовки мониторинга наркоситуации в субъектах СФО за 2013 год.
В рабочем совещании, прошедшем в режиме видеоконференции, участвовали более 120 человек, в том числе руководители и сотрудники территориальных органов наркоконтроля, а также представители аппаратов антинаркотических комиссий.
Создание региональных сегментов предусмотрено разработанной по поручению президента России Путина ФСКН России государственной межведомственной программой комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц. Ее необходимость и актуальность определяется, по мнению участников, сложной наркообстановкой в Сибири и вступлением в силу 25 мая 2014 года федерального закона №313-ФЗ, которым предусмотрено совершенствование правового механизма побуждения лиц, страдающих наркотической зависимостью, к лечению от наркомании и реабилитации и ресоциализации.
Планируемое увеличение нагрузки на наркологические учреждения и реабилитационные центры округа требует принятия адекватных управленческих решений органов исполнительной власти регионов и соответствующего их финансирования. В 2012 году в СФО на учете в наркологических учреждениях состояло свыше 62 тыс. человек, на которых приходится всего 180 реабилитационных центров и отделений, 17 из которых являются государственными, 2 – муниципальными с общим коечным фондом на 313 мест. В 161 негосударственном центре проходят реабилитацию более 2000 человек.
В связи с чем, участники совещания обсудили итоги разработки и принятия в сибирских регионах округа антинаркотических государственных программ и включение в них мероприятий по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. В настоящее время уже в восьми субъектах РФ СФО приняты либо государственные антинаркотические программы, либо подпрограммы. В четырех субъектах новые программы в настоящее время проходят согласование.
Актуальной задачей в антинаркотической работе в 2014 году станет организация поддержки общественных некоммерческих организаций. В настоящее время помощь для таких организаций заложена в государственные программы только в четырех субъектах РФ округа с общим объемом финансирования – 950 тыс. рублей.
Дополнительным источником финансирования мероприятий по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в регионах СФО станет выделение субъектами РФ СФО грантов для некоммерческих общественных организаций. Организаторами этой работы в соответствии с решением совещания станут аппараты АНК в субъектах Сибири. До руководителей некоммерческих общественных организаций, оказывающих услуги в сфере реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, будет регулярно доводиться информация о наличии у них возможностей и прав на получение грантовой поддержки.
Всего же на противодействие распространению наркомании и проведение профилактических мероприятий антинаркотической направленности регионами СФО запланированы более весомые финансовые средства – около 169 млн рублей. Больше всего в 2014 году потратят на указанные цели в Иркутской (более 53 млн), Томской (свыше 37 млн) и Новосибирской (17 млн) областях.
Генерал-лейтенант полиции, глава антинаркотического комитета Яковлев отметил необходимость и важность проведения мониторинга наркоситуации и использование его результатов для корректировки антинаркотической работы в регионах округа. Так, своевременное реагирование на данные мониторинга позволило сократить число наркопотребителей в возрасте от 12 до 17 лет, отмечаются устойчивые тенденции оздоровления наркоситуации в крупных городах - Улан-Удэ, Братск, Красноярск, Норильск, Кемерово, Новокузнецк и Бийск.
В то же время Яковлев обратил внимание участников совещания на ситуацию, связанную со смертностью от передозировок и вызовами на них бригад скорой помощи в 2013 году. Всего в СФО зафиксировано около 12 тыс. таких вызовов. Неблагополучная ситуация сложилась в Омской, Новосибирской и Иркутской областях и Республике Хакасия, где рост острых отравлений наркотиками, на которые выезжали бригады скорой помощи, составил более чем 50%.
Несмотря на снижение смертности от передозировок наркотиками в целом по округу на 12%, рост количества смертей зафиксирован в республиках Бурятия и Хакасия, Забайкальском крае, Иркутской и Томской областях. А 47,6%, то есть почти половина от всех умерших в СФО - это жители Кемеровской области: 573 из 1204 человек.
В ходе дальнейшего обсуждения работы по проведению мониторинга Яковлев рекомендовал строго соблюдать требования утвержденной Государственным антинаркотическим комитетом методики и исключить недочеты, допущенные аппаратами АНК и территориальными органами наркоконтроля в СФО в 2011-2012 годах. Прежде всего, это касалось выработки управленческих решений, которые должны соответствовать состоянию наркообстановки в регионе и не сводиться к «дежурным» мероприятиям.
Особе внимание руководитель окружного управления обратил на упущения при проведении социологических исследований в 2012 году. В частности, было указано на необходимость неукоснительного соблюдения требований к количеству опрошенных лиц, к их возрасту и полу, а также проведение опроса в соответствии с единой утвержденной анкетой.
Справка
В Сибирском федеральном округе по итогам мониторинга в 2011 году наркоситуация оценивалась как тяжелая, в 2012 году - как предкризисная.
Наиболее сложная наркоситуация зафиксирована в 2011 году в Красноярском крае, Республике Хакасия и Кемеровской области. В 2012 году предкризисный уровень зафиксирован в Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях.
Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в России утверждено постановлением правительства РФ от 20 июня 2011 года №485. Основными целями осуществления мониторинга наркоситуации в РФ являются:
- определение состояния наркоситуации и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
- выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
оценка эффективности проводимой в стране антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.
Источник: 3 отдел управления по СФО аппарата ГАК